Ленинградский областной суд не дал посадить в тюрьму по делу об убийстве десятилетней давности жителя Лодейного Поля Сергея Зубкина, попавшегося полицейским на краже старого холодильника. Мойка78 рассказывает историю борьбы маленького человека из забытого богом поселка за свое честное имя.

Глухарь для старушки

Эта история началась с криминальной классики. С убийства старушки. В ночь с 22 на 23 декабря в своем доме в поселке Рассвет Лодейнопольского района была убита Ирина А.* Ее тело обнаружили соседи. Соседка же и сообщила прибывшим полицейским, что слышала ночью звуки ударов.

На следующий день за это преступление был арестован местный житель Сергей Зубкин. После посещения отдела полиции он дал признательные показания. Надо сказать, что Зубкин из той категории людей, которые предпочитают не встречаться с полицией вовсе. Он часто сидел без работы, стал пить, хорошая, правильная жизнь переместилась в категорию «мечты». Уголовное дело об убийстве старушки Ирины так и осталось нераскрытым, его приостановили. Зубкина, чьих следов пребывания в ее жилье обнаружено не было, и вообще никаких доказательств его причастности тоже, следствие отпустило на все четыре стороны. На 10 долгих лет.

В 2019 году он и его приятель Медведев попались на краже старого холодильника. Хотели сдать в металлолом чужую видавшую виды собственность. В марте 2020 года Лодейнопольский городской суд вынес им приговор. Их признали виновными в совершении кражи группой лицо по предварительному сговору. А еще Сергей Зубкин получил 7 лет и 6 месяцев исправительной колонии строгого режима. За старое убийство. Когда он снова оказался в поле зрения полицейских, они вспомнили про старый пыльный «глухарь».

Так бы и поехал в колонию герой этой истории, если бы не его родня, которая решила разобраться в странностях российского правосудия и нашла ему нового адвоката. Адвокат Светлана Ефименко отправила апелляционную жалобу в суд Ленобласти. В документе она обратила внимание на несправедливость приговора и нарушения УПК. Кроме того, по мнению защитника, судья нарушила требования Пленума Верховного суда от 29.11.2016 №55 «О судебном приговоре». Суд фактически продублировал обвинительное заключение, не став исследовать доказательства. За время судебного разбирательства, по мнению адвоката, не было приведено ни одного конкретного доказательства вины Сергея Зубкина. Так, суд принял к сведению показания свидетелей, которые не знали толком ничего ни об обстоятельствах убийства, ни о том, участвовал ли в нем обвиняемый Зубкин. Кроме того, в показаниях других пяти свидетелей нет ни слова о причастности последнего к преступлению.

Волшебные слова

При близком изучении этого уголовного дела выяснились и другие удивительные вещи. В деле таинственным образом появлялись показания, которые никто не давал, и исчезали те, которые свидетели действительно сообщали. Так, одна из соседок упомянула о том, что «об убийстве старой женщины в поселке ей стало известно из разговоров соседей, но она ничего не знает о причастности Зубкина, так как ей об этом никто не рассказывал». Они из дела исчезли.

Другая свидетельница с удивлением обнаружила в деле свои показания, хотя никто ее не допрашивал, кроме того, она сказала, что подпись в протоколе ей не принадлежит, и заявила о фальсификации. Тем не менее суд счел эти показания из дела допустимыми.

На самом деле в момент убийства Сергей Зубкин по своему обыкновению спал пьяный дома. Об этом оперативно-следственной группе сказала его сестра и еще одна соседка. Но эти сведения суд посчитал ничтожными.

Даже слова свидетелей о том, что его непосредственно никто не видел ни на месте убийства, ни даже вблизи дома старушки, на суд не произвели никакого впечатления. При этом явные противоречия в его «признаниях» тоже никак никого не взволновали. В своей явке с повинной он указал, что «перекрыл доступ воздуха потерпевшей, закрыв ей рот и нос руками», то есть задушил. Выше мы уже писали, что соседка-то слышала «звуки ударов».

Также в деле вдруг появились волшебные слова матери подсудимого. В ходе процесса она с удивлением узнала, что, оказывается, сообщила следователю о том, что ее сын накануне убийства пошел занимать 2 тысячи рублей у старушки…

Оговоримся, что позже ей пришлось представить в областной суд нотариально заверенное заявление, что таких показаний не давала, протокол подписала не глядя, доверяя следователю, — не ждала от нее такой подлости.

Замешано на пиве

Железобетонным доказательством вины пьющего мужичка стало показание продавщицы местного магазина. Показания были о том, что Зубкин в тот вечер пришел и купил себе пиво. Купил — значит убил, решило следствие. Суд поддержал.

Еще более удивительные вещи случились во время оглашения приговора. Судья, не стесняясь публики, прямо во время чтения вносила коррективы в приговор, останавливаясь и делая паузы. То есть вне совещательной комнаты, что, как известно, строжайше запрещено законом. В итоге копия приговора, выданная адвокату на руки, и вовсе оказалась совершенно не с тем содержанием, который огласили в зале суда. Точку в этой истории поставила судебная коллегия по уголовным делам Ленинградского областного суда.

Суд посчитал тот приговор несправедливым и не отвечающим требованиям правосудия. Это наше маленькое достижение. Мы надеемся, что новое судебное разбирательство снимет с моего доверителя ярлык убийцы. Ведь и так уже понятно, что он этого преступления не совершал,
— говорит адвокат Светлана Ефименко.

Коллегия отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Действия судьи коллеги из Леноблсуда также оценили и вынесли частное определение «за допущенные процессуальные нарушения». Подобное неодобрение от коллег в виде частного определения сегодня — редкость. А незадачливого мужичка из Лодейного Поля ждет новый процесс. Он начнется 20 апреля в местном городском суде. Остается надежда, что на сей раз суд тщательно исследует все нюансы уголовного дела 10-летней давности.

  • Некоторые имена и фамилии изменены.