Вот уже несколько месяцев юристы, спортсмены и охотники борются в судах против Санкт-Петербургского метрополитена. Сейчас подано несколько исков по признанию недействующими правил метрополитена по запрету провоза оружия. Правительство города предлагает владельцам оружия альтернативу — ездить на общественном транспорте и такси.

Росгвардия говорит — можно, город говорит — нельзя

Истцы, подавшие иски в суды, полагают, что оборот оружия регулируется на федеральном уровне. Этим регулированием в России занимается отдельный орган исполнительной власти — Росгвардия. Согласно федеральному закону запрета на провоз оружия в метрополитене нет. Гражданам можно провозить до 5 единиц оружия и до 1000 патронов. Оружие в чехле, патроны отдельно. Категорически запрещено провозить только нелегальное оружие, за это предусмотрена уголовная ответственность.

Как Мойка78 уже писала, новые правила Санкт-Петербургского метрополитена, опубликованные осенью 2020 года и запрещающие провоз даже легально зарегистрированного оружия, стали неприятной новостью для многих горожан.

Как удалось выяснить истцам, запрет на провоз разрешенного оружия метрополитен оправдывает  террористическим актом 3 апреля 2017 года, хотя там было применено самодельное взрывное устройство.

В суде первой инстанции правительство Санкт-Петербурга раскрыло свою позицию по делу. Позиция заключалась в предложении всем владельцам оружия ездить на наземном транспорте, такси и личных автомобилях. Кроме того, представитель городского правительства утверждал, что правила приняты не просто так, а для обеспечения безопасности,
— говорит адвокат коллегии «Глобал консалтинг» Сергей Бобровский.

Судья первой инстанции Санкт-Петербургского городского суда Елена Витушкина посчитала, что вопрос опасности нахождения оружия в метро нужно изучить тщательнее. Поэтому судья потребовала от представителя  Петербургского метрополитена статистику по ситуации с оружием. Оказалось, что фактических сведений о том, что в метрополитене сложилась криминогенная ситуация, не существует в природе.

Мало — не много

Как выяснилось, за последние 8 лет в метро произошло четыре случая применения оружия. Два из этих четырех случаев произошли с применением устройств аэрозольного распыления («Пионер» и «Удар»). Это не оружие, и любой желающий может купить их в интернете. Разрешений на них не требуется. Смертельных случаев не было, случаев получения тяжких телесных повреждений тоже.

Выходит,  что из-за этих двух случаев применения травматов за 8 лет службы метрополитена за последние 9 месяцев 2020-го остановили и подвергли досмотру 282 охотника. Я спросил представителя ответчика, на основании чего были приняты такие драконовские меры, было ли какое-то обоснование, экспертиза, пояснительная записка? Как выяснилось, не было ничего,
— возмущается Сергей Бобровский.

Сам метрополитен считает свои правила очень полезными и говорит, что с их введением стало меньше выявляться фактов провоза оружия на линиях метро.

Опросный метод

Во многих крупных городах страны, где есть метрополитен, нет таких драконовских мер, как в Петербурге. Например, в Москве, Самаре, Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде. Стоит отметить, что Москва пострадала от террористических актов куда больше, чем Северная столица, но там правительство города подобных постановлений не выносило.

В декабре 2020-го суд отказал истцам в удовлетворении 4 административных исков о признании постановления правительства Санкт-Петербурга №776 от 29.09.2020 не действующим в части запрета провоза разрешенного оружия, его основных частей и патронов. Но инициативная группа не собирается сдаваться. Ведь инструкции метрополитена и постановление губернатора города не соответствуют федеральным законам. И как считает, например, прокуратура метрополитена, «ГУП «Петербургский метрополитен» приказов о запрете провоза оружия в метрополитене не издавал».

В своем ответе от 09.10.2020 №739-Ж-2019 на запрос одного из участников инициативной группы Артема Романова прокуратура, в частности, указала, что:

«Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 №776 утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном. Данные правила не содержат безоговорочного запрета провоза в Петербургском метрополитене любых видов личного огнестрельного оружия и иных средств самообороны».

На самом же деле с момента выхода в свет данного постановления владельцев задерживают в буквальном смысле пачками.

Владельцы оружия — такие же граждане. Почему они должны быть поражены в правах? Вопросы ношения и транспортировки оружия (а это разные вещи) регламентируются федеральными законами. И нет там запрета на провоз оружия в метро. Есть перечень мест, куда с оружием нельзя, но общественный транспорт к ним не относится. При соблюдении правил ношения или транспортировки, наличии соответствующих документов я имею право, так же как и любой другой гражданин, передвигаться всеми видами транспорта.
— говорит Артем Романов.

Сейчас инициативная группа охотников, юристов и владельцев оружия обжалует решения первой инстанции Горсуда. По мнению истцов, проект вышеуказанного постановления был выполнен в несоответствии с регламентом того же самого правительства. Например, его не утверждал профильный вице-губернатор Елин. Вносимые в него правки не согласованы с членами правительства города. Впрочем, ответчики не согласны и считают, что для согласования проекта постановления было достаточно отдельного заседания и «опросного метода».

Не согласен с нормами федерального законодательства и ГУП «Петербургский метрополитен». В своих возражениях суду его представители, в частности, поднимают на щит свой Устав: «В соответствии с Уставом Петербургский метрополитен создан с целью осуществления безопасных перевозок пассажиров. Ввиду того что метрополитен является закрытым (ограниченным )пространством и связан с использованием источников повышенной опасности, риски причинения вреда жизни и здоровью пассажиров и нарушения их прав на безопасную поездку вследствие использования оружия в метрополитене, в том числе лицами, владеющими оружием на законных основаниях, значительно увеличиваются».

В настоящий момент юристы, представляющие интересы инициативной группы, подали кассационную жалобу. Следующий этап битвы за право возить оружие в метро состоится 26 мая в Третьем кассационном суде общей юрисдикции.