Уже завтра, 7 июня, в Санкт-Петербургском городском суде присяжные могут вынести вердикт по делу 24-летнего Александра Харькова, обвиняющегося в убийстве одного сотрудника «Горэлектротранса» и покушении на лишение жизни второго. От решения коллегии зависит, каким станет приговор, который любитель резать ни в чем не повинных людей услышит уже в третий раз.

Нападал из ненависти и без причин

Первый приговор сразу за два преступления Харьков услышал в августе 2015 года. Как следует из текста приговора, который находится в открытом доступе на сайте Кировского районного суда, сначала он едва не убил мужчину, вонзив в него три раза нож. В мае того же 2015-го без всякой причины ударил клинком в спину подростка. За это суд дал агрессору всего 4 года колонии общего режима.

В мае 2018 года, не успев освободиться, он слушал приговор уже Санкт-Петербургского городского суда. Нашумевшее дело неонацистской группировки, окрещенной в СМИ «Невоград-2», в которую сколотились юнцы из не самых благополучных семей, закончилось для многих фигурантов по воле сердобольных присяжных символическим наказанием.

При этом за период расследования было выявлено 36 совершенных экстремистами преступлений, включая убийство. Нападения на мигрантов молодчики, которыми верховодил петербуржец полуарабского происхождения Андрей Колесников, получивший при рождении имя Джамаль, заранее планировали и снимали на видео.

Харькова с несколькими подельниками присяжные признали виновным в нападении на уроженца одной из республик бывшего СССР, которое произошло 9 декабря 2012 года на улице Маршала Казакова. Тогда толпа юнцов, набросившись на возвращавшегося с работы прохожего, залила ему глаза газом из перцового баллончика, а затем начала избивать кулаками, ногами и резать ножами.

Это нападение суд оценил для Харькова, которому на момент преступления было 16 лет, всего лишь в 2 года лишения свободы, которые при сложении с ранее назначенным наказанием превратились только в 1 месяц «прибавки».

В итоге уже в ноябре Харьков вышел на свободу в связи с полным отбытием наказания, поскольку день в СИЗО засчитывается за полтора в колонии общего режима. Утруждать себя учебой или работой молодой человек не стал, предпочтя жить за счет родителей. А вскоре, как установило следствие, снова отправился лить людскую кровь.

Беспричинное нападение

Уже за полночь 1 февраля 2020 года служебный автобус высадил закончивших вечернюю смену водителей троллейбуса Андрея Винника и его коллегу Станислава на остановке у перекрестка улиц Стойкости и Солдата Корзуна. Мужчины двинулись через парк «Александрино» к жилым домам. Остановились у скамейки покурить и заметили идущего по аллее в их сторону шаткой походкой парня, низ лица которого был замотан шарфом.

В следующую секунду прохожий, резко повернув, пошел к ним. Станислав позже рассказывал: подумал, что парень хочет стрельнуть сигарету. Но тот, не говоря ни слова, выхватил откуда-то из-за спины нож и ударил им в грудь Станислава. Затем всадил клинок в Андрея.

Схватившись рукой за рану, из которой лила кровь, Станислав на пару секунд зажмурился от боли. А когда открыл глаза, увидел, как незнакомец сидит на его товарище, лежащем у канавы, и бьет того ножом. Увидев, что первая жертва стоит на ногах, парень вскочил и двинулся, сжимая нож, в ее сторону. При этом шарф сполз с его лица, которое раненый водитель в свете фонаря успел хорошо рассмотреть, после чего бросился бежать.

Убийца преследовал его до улицы Козлова, после чего отстал. Тогда Станислав, уже практически потеряв силы, смог вызвать «скорую». Медики госпитализировали раненого, а вот Андрею Виннику помочь уже не могли. Отец пятерых детей скончался на месте.

«Андрей всегда был готов помочь словом и делом. Никогда никому не отказывал, готов был протянуть руку помощи. Он не мог видеть грустных людей, всегда старался всем поднять настроение»,
— сообщалось в некрологе на сайте предприятия.

Один из опытнейших водителей отработал на линии почти четверть века. На его теле эксперты обнаружили три колото-резаные раны. Одна из них была нанесена с проворотом ножа.

Кровь на куртке

Кинолог со служебной собакой по кличке Жасмин помогли следственно-оперативной группе определить направление поисков убийцы. Затем подозреваемого, идущего пьяной походкой в сторону места преступления, увидели на записях с видеокамер. Уже к вечеру оперативники уголовного розыска задержали Александра Харькова.

Его приятели рассказали, что видели нож, который подозреваемый прятал в куртке. Прорезь во внутреннем кармане последней лучше всяких слов указала, где Харьков носил холодное оружие. Правда сам он в преступлении не признавался, сразу отказавшись от дачи показаний. Вот только на одежде Андрея Винника и у него под ногтями были обнаружены микроволокна ткани джинсов Харькова, а на куртке последнего — кровь убитого водителя. Да и Станислав, оправившись после тяжелого ранения, опознал в обвиняемым того самого нападавшего.

Зачем бывший член ликвидированной неонацистской группировки решил требовать суда присяжных можно лишь догадываться. Может быть надеется, что опять попадутся сердобольные заседатели, которые признают его невиновным или, в крайнем случае, заслуживающим снисхождения. Ведь убийство из хулиганских побуждений, как квалифицируется лишение жизни просто так, без всякого повода, грозит сроком вплоть до пожизненного.

При этом внятной защитной версии подсудимый коллегии так и не представил — лишь заявил, что ночью гулял, пил пиво, затем пришел домой и лег спать. Ну и, разумеется, никого не резал по дороге. При этом отвечать на вопросы суда и присяжных отказался, чем лишний раз продемонстрировал свое отношение к обществу. Чем ответит последнее в лице восьми «судей факта», станет известно в ближайшие дни.