Приговор, который поставит точку в уголовном деле организованной преступной группы «черных риелторов», еще впереди. Но на прошлой неделе это уголовное дело получило неожиданный поворот. В четверг, 3 июня, коллегия присяжных признала последнего члена преступной группы — Андрея Смирнова — виновным в мошенничестве, но невиновным в убийстве. Подсудимый, услышав вердикт народных судей, заплакал.

Квартиры не для пьющих

Уголовная история, которую присяжные заседатели обсуждали в Санкт-Петербургском городском суде, тянется с 2015 года. Началась она с того, что группа мошенников присмотрела квартиру в доме № 91 на Будапештской улице. Владелец, типичный пьяница, был рад новым знакомым. Ведь они всегда приносили алкоголь. По версии следствия, Андрей Смирнов предложил подельникам Зайцеву и Иванову 150 тысяч рублей за «решение проблемы» с владельцем. Они напоили хозяина квартиры, задушили его, а затем, прибравшись в квартире, уничтожили следы своего в ней пребывания.

Следующей жертвой стали пьющие мать и сын Филатовы. Внимание злоумышленников привлекла их квартира в доме №5 на улице Академика Байкова. Близких родственников у семьи не было, поэтому мошенники решили, что они будут легкой добычей. Для того чтобы завладеть квартирой, Смирнов, по мнению следствия, раздобыл договоры купли-продажи и напечатал проект расписки о том, что Филатова получила деньги от продажи жилья. Для того чтобы выпивающая женщина ничего не заподозрила, один из мошенников пришел к ней под видом врача и подсунул эти бумаги на подпись в качестве «отказа от госпитализации», который обычно подписывают все пациенты поликлиник. Сына Филатовой заставили подписать доверенность от имени матери у некоего временно исполняющего обязанности нотариуса на Восстания, 6. Доверенность предназначалась на регистрацию сделки. Так семья лишилась жилья, даже не подозревая об этом. Эти два эпизода следствие вменило в вину Андрею Смирнову.

Второй суд

В ноябре 2020 года процесс по обвинению Смирнова начался в Санкт-Петербургском суде. Сторона защиты не согласилась с обвинением, и подсудимый изъявил желание, чтобы его дело слушалось судом присяжных. Подельники Смирнова были осуждены еще ранее, в 2018 году. Все они уже отбывают свое наказание. Многие из них пошли на сделку со следствием и дали признательные показания. В противном случае им грозило за убийство до 20 лет лишения свободы.

Именно на их показаниях (доказательства, полученные следствием по преюдиции, не исследуются в дальнейшем и считаются достоверными и достаточными) сторона обвинения построила свою позицию.

Наша справка:

Подельники Смирнова, Яна Смирнова, Саадат Маил Кызы Аскерова, Павел Иванов и Вячеслав Зайцев, были осуждены в 2018 году. Смирнова получила 6 лет колонии общего режима, Аскерова — 8 лет условно, Иванов — 9 лет в колонии строгого режима, а Зайцев — 9,5 года в колонии строгого режима. Также суд назначил выплаты потерпевшим за моральный вред. Иванов и Зайцев должны выплатить по 300 тыс. рублей, а Смирнова и Аскерова — по 200 тыс. рублей.

Смирнов во время следствия и суда признал свою вину в мошенничестве, но признать вину в убийстве наотрез отказался. Пикантность этой ситуации состояла в том, что у группы был руководитель. Он, по данным следствия, до сих пор находится в розыске. Именно он в августе 2015 года создал группу, участники которой должны были отбирать квартиры у малоимущих и ведущих асоциальный образ жизни горожан. Именно он, по мнению стороны защиты, дал приказание на убийство владельца квартиры на Будапештской.

Присяжные совещались почти 5 часов, обсуждая длинный опросный лист, и пришли к выводу, что Андрей Смирнов виновен в мошенничестве и не заслуживает снисхождения. Но в убийстве народные судьи признали его невиновным, проголосовав 5:3. Услышав вердикт коллегии, подсудимый расплакался, плакали и его пожилые родители.

Но точку в процессе пока ставить рано. 22 июня в Санкт-Петербургском суде пройдет следующая стадия слушаний — обсуждение последствий вердикта. Далее состоятся вторые прения, затем судья Вадим Шидловский, председательствующий на процессе, вынесет приговор с учетом мнения коллегии присяжных заседателей.

Ранее Мойка78 писала о судебном процессе над мошенниками, которые отбирали квартиры у петербуржцев.