Клип «Говорит Москва» смело можно делить на три части, как торт: визуал, идея, музыка. Мойка78 расскажет о каждой из них.

Визуал

Shortparis уместили историю целого века в пять минут. Клип начинается с цитаты сюрреалиста Андре Бреттона: «Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько возможно, стрелять по толпе». Она задает настроение и ключевой смысл.

Революция начинается с первых секунд видео. Красные и приглушенные цвета, розы на алтаре. Все будто бы говорит о событиях 1917 года. Кончилась Российская Империя, настало время перемен.

Далее на экране появляется фигура самого солиста группы. Он словно в позе Ленина — главного революционера той эпохи. Люди носят его на руках, сами спускают его с пьедестала. И вот через пару секунд вождь встает в одну колонну и идет маршем с ребятами в зеленых рубашках.

Эти сны

В полстраны

Пацаны

В полцены

Толпа расходится, остается один молодой парень с задних рядов. Самого щуплого и неприметного награждают медалями, делают из него героя революции. И вот он снова возвращается в строй и марширует с такими же «орденоносцами».

Цель коллектива

Это красиво

Это как грива

На белом коне

Но герои срывают ордена. Бывшие революционеры снова разбегаются. Были ли они репрессированы или заняли другие посты – непонятно. Однако ясно одно – флаги на разбитом «москвиче» означают еще одну победу в борьбе за столицу. Подозреваю, что художники этим жестом подчеркнули эпоху «оттепели».

Следующий символ – вертикаль власти. Где каждый на своей ступени держит дуло револьвера над виском нижестоящего. В конце очереди безоружный человек – образ самого народа. С него все начинается, им заканчивается.

Страх револьвера

Это как вера

Вечная мера

Нашей любви

Постепенно история движется. Вожди умирают, их несут маршем по Красной площади. Однако логическое завершение все же должно произойти. Очередной генсек сбрасывает с себя тело предшественника. Наступает новая революция.

В белой рубахе

В едином взмахе

Революция современности. Уборочные машины, толпа людей с файерами, новый «вождь», новые лозунги. Наступает конец цикла. Подтверждение тому – исполнение сюрреалистического акта Бреттона.

Идея

Уловить идею проще, чем расшифровать видеоряд, полный аллюзий и метафор. Смысл клипа можно уместить в одну фразу – революция – сюрреалистический акт Бреттона, никогда не знаешь в кого попадет шальная пуля и чего ожидать в конце.

Кстати, у Юлия Даниэля есть повесть под названием «Говорит Москва». По сюжету компания друзей услышала по радио, что правительство, в соответствии с пожеланиями трудящихся, выделило особый день, когда можно убивать кого хочешь, не неся за это ответственности.

Музыка

Инструментал в треке такой, что мурашки порой бегут по коже. В его основе —  электронная музыка. Из живого — электрогитара и ударная установка с добавлением клавишных.

Большую роль играет глухой мелкий пульс, который проходит красной нитью от начала до конца трека. Ощущение непрерывного движения, даже, может быть, бега.

С точки зрения создания психологического состояния интересны постоянные контрасты: нарастания, накалы напряжения и его резкие сбросы, спады, затем снова нарастания и так далее. Сам певец использует очень мелкую вибрацию, тревожную.

Ранее Мойка78 рассказывала о новом альбоме Shortparis «Яблонный сад». В него вошли 11 треков, в том числе «Говорит Москва».