Ученые из Германии и США предполагают, что около 2,4 млрд лет назад на Земле появились фотосинтезирующие цианобактерии. Они выделили кислород, который растворялся в океане, оседал в минеральных соединениях, а также заполнял воздух. Важную роль в этом процессе сыграла продолжительность суток.

Статья была опубликована в журнале Nature Geoscience. Из-за гравитации Луны скорость вращения Земли постепенно становится медленнее. Так, сутки за сто лет становятся длиннее на две миллисекунды, и это влияет на биосферу.

Ученые исследовали бактерии, которые обитают в провале Миддл-Айленд — естественной подводной каверне на озере Гурон в Северной Америке. В этом месте мало кислорода, а вода насыщена серой.

Там обитают два вида микроорганизмов: фиолетовые цианобактерии, вырабатывающие кислород посредством фотосинтеза, и белые микробы, которые метаболизируют серу. Первые активны днем, вторые – ночью. Цианобактерии способны полноценно вырабатывать кислород лишь спустя несколько часов после рассвета. Если световой день будет короче, они не успеют выработать нужное количество газа.

Результаты длительных экспериментов как в естественной среде, так и в лабораторных условиях продемонстрировали, что увеличение светового дня связано с кислородной катастрофой.

Ранее Мойка78 писала, что чешские ученые создали металлическую воду, проводящую электричество.