В Петербурге женщина решила бороться с наркозависимостью сына старыми методами. К 25-летнему петербуржцу в квартиру ворвались трое бугаев, которые скрутили его и попытались увезти в подмосковный реабилитационный центр.

Однако машину задержали правоохранители. Теперь матери и ее сообщникам может грозить уголовная ответственность. Игорь Лазарев, главный врач, психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, рассказал, как действовать, если у родственника появилось пристрастие к запрещенным веществам, не прибегая к насилию и нарушению закона.

«Такое было десять лет назад широко распространено, когда приезжали так называемые мотиваторы, сами бывшие зависимые, которые любыми способами в ковре, в скотче отвозили в реабилитационные центры. Теоретически человек может выйти и написать на родителей заявление как на организаторов похищения. Такое, естественно, незаконно, и родители могут сами быть привлечены к ответственности.

В России нет недобровольного лечения. Бывает принудительное только, если человек совершил преступление, связанное с наркотиками. Тогда суд может обязать пройти принудительное лечение, но это немного другое.

А так родственникам нужно пытаться действовать законными методами. Есть различные мотивационные интервью, которыми наши специалисты занимаются. Это все не насильственно. Проводятся беседы, где мы пытаемся выявить, так сказать, слабые стороны психологической защиты пациента.

Наркозависимый всегда, с одной стороны, хочет употреблять, с другой — хочет бросить. И это противоречивое состояние опытный психотерапевт может раскрутить и предложить ему пройти все-таки какое-то лечение. Для начала хотя бы небольшое. К примеру, дезинтоксикацию несколько дней.

Так процесс идет, конечно, намного быстрее, а от насилия человек только обозлится, и если даже не будет каких-то юридических последствий для родителей, то могут быть психологические. К сожалению, это все малоэффективно.

Вариантов воздействия два. Во-первых, воздействие на самого пациента. Это могут быть различные вариации психотерапевтических бесед. Но если он ни на что не соглашается, даже на консультацию, всегда есть, так скажем, созависимый составляющий родственник. Он дает деньги на наркотики, закрывает глаза. Наркозависимый может жить у них там дома. А родственники вольно или невольно поощряют какими-то своими действиями употребление.

Таким образом, второй вариант воздействия — это коррекция поведения родственников. Перед тем как выстраивать границы, лучше тоже посоветоваться с психологом.

У меня были случаи, когда, например, пациент отказывался от лечения, но брал пенсию у мамы, ел у мамы и по факту полностью от нее зависел, а она созависела. Ей было его жалко.

Мы договорились, что она перестает давать ему деньги. Также она стала вешать на холодильник замок, и он через день-два попросил о помощи. Потому что наркотики без денег достать не всегда получается.

Но повторюсь, лучше свое поведение тоже корректировать с психологом, чтобы это не получилось агрессивно, а напротив, все происходило плавно. Совмещать метод кнута и пряника. То есть мы тебя будем поддерживать, но нужно будет обратиться за консультацией.

Ситуации у всех разные, всех вариантов в двух словах не описать, поэтому лучше посоветоваться со специалистом, и он подскажет, как правильно себя вести. К слову, в половине случаев изменение поведения родственников приводит к тому, что зависимые сами все-таки соглашаются на помощь, даже поначалу какую-то минимальную».