Иногда яркие эпизоды российской истории самых разных времен невероятным образом переплетаются в одну картину. Кажется, что нет ничего общего между событиями творчеством Иоганна Штрауса, гения вальса, творившего в середине XIX века и блиставшего  Павловском музыкальном вокзале под Петербургом и 57 тысячами пленных «танцоров» в Москве 17 июля 1944 года. И все же связь здесь есть, причем самая конкретная.

Дело в том, что победа на войне одерживается не только на фронте, в открытом противостоянии. Очень важны и идеологические мероприятия. Одним из них стала операция «Большой вальс», организованная по приказу Иосифа Сталина в 1944 году.

Писались залпами орудий фронтовые партитуры

Одна из масштабнейших военных операций в истории, белорусская наступательная операция «Багратион», проводившаяся 23 июня – 29 августа 1944-го планировалась в обстановке максимальной секретности и стала абсолютной неожиданностью для Германии.

В результате наступления в Белоруссии, Прибалтике и восточной Польше немцы потерпели поражения, понеся тяжелые потери в военной технике и живой силе – около 400 тысяч убитых и плененных солдат и офицеров, а также 21 взятый в плен генерал – едва ли не половина немецких чинов такого уровня.

В это время советское командование запланировало проведение беспрецедентной акции, чтобы наглядно продемонстрировать масштаб разгрома войск вермахта – в результате операции «Багратион» группа армий «Центр» по сути перестала существовать. Поверить в это с трудом могли даже «союзники» СССР. А Гитлер, желая опровергнуть сводки с фронта, приказал дать номера и названия некоторых из 26 разгромленных дивизий другим подразделениям.

Чтобы показать военные успехи СССР, была разработана показательная операция «Большой вальс» — шествие плененных немецких военных по центральным улицам Москвы. Ее назвали «парадом побежденных».

Почему операция называется «Большой вальс»?

Даже сейчас не всего знают, почему эту операцию назвали в честь популярного в те времена американского фильма «Большой вальс», а днем ее проведения выбрали 17 июля.

Картина «Большой вальс» об Иоганне Штрауссе вышла в 1938 году и стала популярна в СССР. Писатель Виктор Астафьев вспоминал, что этот фильм был для него по-настоящему особенным.

«Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твердо отвечаю: «Да! Был!» — и рассказываю про тот день, точнее, про зимнюю заполярную ночь, когда брёл, гонимый пургой, и прибрёл к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашёл его, как смотрел «Большой вальс» и почти весь фильм уливался слезами от умиления и  ещё от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного. Фильм этот был ещё и тем хорош, что познакомил нас, уставших от маршей и барабанного боя, с нежной музыкой, и она стала часто звучать по радио и в залах», — говорил он.

Однако полностью согласиться с писателем тут нельзя – с музыкой композитора Иоанна Штрауса в России уже были хорошо знакомы. С 1956 года он десять лет с успехом выступал в Павловском музыкальном вокзале в пригороде Петербурга, который был конечной станцией первой железной дороги. Отчасти благодаря творчеству композитора вокзал из ресторана стал музыкальным центром международного уровня.

Так что судьба Штрауса тесно была переплетена с историей и культурой России. Фильм о его жизни и творчестве в СССР был тепло принят и стал одной из любимых зарубежных лент Сталина.

Название фильма стало кодовым во время подготовки к «параду побежденных». По одной из версий идею названия предложил нарком внутренних дел Лаврентий Берия, посмотрев фильм вместе со Сталиным. Верховный главнокомандующий оценил шутку: «Пусть союзники посмотрят на «Большой вальс» в советском исполнении».

Если же вспомнить историю, то во время первой мировой войны, в 1914 году немцы провели по Кенигсбергу пленных армии генерала Самсонова. Шествием по Москве немецких пленных власти СССР хотел показать «союзникам» и всему миру готовность разгромить врага в его столице Берлине.

Были и другие мотивы к проведению акции. «Союзники» новости о победах Москвы воспринимали отнюдь не однозначно, и в некоторых СМИ Советский Союз прямо обвиняли в приписках, преувеличении своей мощи и доблести Красной армии.

А пока советские войска вели боевые действия по освобождению Белоруссии, на Западном фронте началась военная операция союзников, которая шла не так успешно, как им бы хотелось, хотя самые боеспособные части вермахта сражались с СССР на востоке. За первые несколько недель наступления во Франции немцы взяли в плен больше 20 тысяч человек и решили прогнать их по Парижу – 17 июля 1944 года. Так что дату «Большого вальса», на который позвали представителей всех союзных СССР стран, выбрали далеко не случайно.