Транспортная система Санкт-Петербурга далека от совершенства с учетом высокой нагрузки на дорожную инфраструктуру, которая не способна полностью удовлетворить потребности многомиллионного города. Власти решение проблемы видят в развитии железнодорожного транспорта, который в том числе позволит пассажирам добраться до Пулково.

Поддержка государства

О ситуации прекрасно осведомлены наверху. В частности, недавно президент России Владимир Путин провёл совещание с губернатором Северной столицы Александром Бегловым. В разговоре было отмечено, что в Петербурге живут более 7 млн человек, к тому же в город постоянно приезжают туристы со всего мира.

«Наш город исторически выполняет представительские функции. Ежегодно в Петербурге проводится более 100 мероприятий федерального и международного уровня. До 2024 года в Петербурге будет построено 12 миллионов квадратных метров жилья. Масштабное строительство новых микрорайонов ведется в шести районах Ленинградской области на границе Санкт-Петербурга. Маятниковая миграция между Петербургом и Ленинградской областью составляет около 400 тысяч человек в день. Транспортная система города работает с перегрузкой»,
— доложил Александр Беглов главе государства.

Конечно, из-за пандемии загруженность транспортной системы упала, но, по словам главы «РЖД» Олега Белозерова, показатели быстро выходят на докризисный уровень. Так, в июне объем пригородных пассажирских перевозок Санкт-Петербургского железнодорожного узла приблизился к цифрам 2019 года. Учитывая большие планы по увеличению пассажиропотока аэропорта Пулково до 30 млн человек в год, решать транспортный вопрос необходимо уже сейчас.

Владимир Путин в свою очередь заявил, что на эти цели будут дополнительно выделены средства и из федерального бюджета.

Пока самый высокий уровень комфортной транспортной доступности в России показывает московская инфраструктура, в том числе и по интеграции аэропортов в общую транспортную систему. В столице, например, есть аэроэкспресс, который позволяет быстро добраться до всех основных воздушных гаваней. Этот опыт уже переняли Сочи и Казань.

Примеры других стран

В других странах тоже есть удачные примеры связи городов с их воздушными воротами.

Например, в Лиссабоне, Нюрнберге, Стамбуле от аэропорта можно уехать на метро. Чтобы воспользоваться подземным транспортом, нужно потратить всего пару минут, а через 20-30 минут пассажир уже прибудет в исторический центр.

В Барселоне люди ездят на поезде, который ходит два раза в час. До туристических мест ехать около получаса. Причем железнодорожный путь пересекается со станциями метро, что особенно удобно для тех, кто едет не в центр, а в другие городские районы. В Риме, Милане, Мюнхене, Амстердаме, Париже тоже в приоритете железнодорожный способ передвижения с аэропорта в центр, в некоторых из этих городов также с электрички можно с удобством пересесть на метро.

Особый путь?

Принято считать, что путь развития Северной столицы — это всегда особый случай. Еще в прошлом году шло активное обсуждение возможности постройки до аэропорта не жд линии, а ветки метро. И хотя с тезисом эксклюзивности городского пути согласны не все, мнение о неразумности внедрения проекта пулковской подземки сыскало солидарность всех сторон — и так перегруженные красная и синяя ветки испытают в таком случае настоящий коллапс.

«Метро в данном проекте менее интересно. Первая линия перегружена и без аэропорта, а сама станция «Проспект Ветеранов» — одна из самых загруженных в городе, в утренний «пик» поезда уходят отсюда переполненными. От Второй линии возможно «вилочное» ответвление от той же «Московской», это позволило бы открыть ещё пару востребованных станций, но в таком случае возникает ухудшение уже для «Купчино», которое потеряет половину поездов. А больше и неоткуда. Идеи «тянуть метро в Пушкин» теоретически интересны, но это уже как раз расстояние, свойственное для ж/д перевозок. Поэтому вариант именно со сквозной электричкой, очевидно оптимален. К тому же на этом маршруте можно выделить и «нитку» повышенной скорости для местного «Аэроэкспресса», который привезёт желающих на Балтийский вокзал к той же Первой линии метро»,
— объясняет директор по вопросам общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.

Другой эксперт выделил отсутствие финансовой целесообразности стройки метро до аэропорта: «в условиях Петербурга метрополитен глубокого залегания дороже, чем железнодорожное сообщение. Плюс метро предусматривает плотную застройку, а в районе Пулково этого нет, поэтому выгоднее проложить железнодорожный коридор, который эффективнее подземного транспорта. Поэтому я согласен с властями Петербурга. Они выбрали наиболее оптимальное решение», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.

В целом, власти региона уверены, что железнодорожное сообщение в отличие от метро, сможет не только связать Пулково и центр, но и решить другие транспортные проблемы. Так, губернатор Александр Беглов на встрече с председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым отметил, что назрела необходимость объединить электрички и городской транспорт в единую систему, чтобы организовать тактовое движение пригородных поездов в Сестрорецк, Тосно, Гатчину, Пушкин.

По словам главы Северной столицы, реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла со строительством северо-восточного и юго-западного обходов позволит вывести транзитный железнодорожный трафик за пределы исторического центра города на Неве. Разумность этого подхода подтверждают и эксперты в области развития транспортной инфраструктуры.

«Через Пулково могут пройти «диаметры», которые свяжут его не только с центром и Сестрорецком, но и с Петергофом и Гатчиной. Ж/д сервис для аэропортов крупных городов Европы так чаще всего и устроен. Например, самое позднее по дате — открытие ж/д сообщения с аэропортом Ванта региона Хельсинки. Недаром оно представляет собой не тупик, а петлю с двумя встречными полукольцевыми маршрутами»,
— считает Владимир Валдин.

Эксперты отмечают, что одна из главных целей реализации проекта Санкт-Петербургского железнодорожного узла — удобство для пассажиров. На данном этапе в Петербурге идет активная стадия проектирования, начато строительство по отдельным проектам. Например, завершение монтажа первого пролета нового железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе, который необходим, в том числе, для развития альтернативного ж/д сообщения с аэропортом Пулково. Все это в дальнейшем, по словам экспертов, не только обеспечит комфорт граждан, но и принесёт выгоду бизнес сообществу.