В Петербурге и Ленобласти обсуждают строительство второй кольцевой дороги — КАД-2. Автодор подогрел обсуждение заявлением, что проезд по трассе будет платным. И она, трасса, может превратиться во второй ЗСД со всеми вытекающими последствиями для финансистов Ленобласти.

Строить второй КАД хотели очень давно — разговоры об этом ведут еще с начала 2000-х, однако до сих пор дело дальше стратегического планирования в документах не заходило. Несколько лет назад тогдашний министр транспорта Максим Соколов говорил, что проект перспективен в стратегии до 2030 года. Однако в последнее время все более возрастающая нагрузка на существующую кольцевую автотрассу заставила власти снова вспомнить о проекте.

КАД уже не всегда справляется с транспортной нагрузкой. Фото: Baltphoto / Андрей Пронин

Эту тему президент Владимир Путин обсудил на совещании по транспортной инфраструктуре Петербурга и Ленинградской области с главами регионов Александром Бегловым и Александром Дрозденко. Глава страны отметил, что такая дорога будет очень популярна среди жителей обеих крупных агломераций. В качестве примера он привел подмосковную ЦКАД.

Стоит отметить, что ЦКАД беспроблемным проектом не назовешь: его строительство растянулось на десятилетия, хотя фактически возводить 336-километровую дорогу начали уже в 2014 году. Стоимость проекта подскочила до 341,2 млрд рублей, хотя и там часть дорог строили на базе существующей бетонки. Кстати, именно этот отрезок пути является бесплатным. Деньги на этот проект выделяли по федеральной целевой программе.

Никаких конкретных решений по проекту КАД-2 пока не принято, однако наиболее вероятным вариантом реализации задумки со второй кольцевой кажется преобразование уже существующих дорог — как это частично было и в случае с ЦКАД в Подмосковье. Как рассказал Беглов на встрече с президентом, речь идет о военных дорогах, которые были построены еще в 1970-х вокруг Ленинграда. Изначально для проезда гражданских лиц они были закрыты. Эти трассы представляют собой разорванное Финским заливом и Невой кольцо, проходящее на расстоянии 50 км от города. Впрочем, ранее тот же Соколов не исключал варианта, при котором строить будут все-таки новые магистрали.

Теперь, как писала Мойка78, Автодор заявил, что проезд по КАД-2 может быть платным. Это вызывает опасения у жителей — трассу могут построить по аналогии с ЗСД.

Ни для кого не секрет, что тарифы на проезд по ЗСД неуклонно продолжают расти из года в год. Причем в 2020 году цены подскочили на 16-50%. В Смольном в ответ на жалобы недовольных разводят руками: мол, что вы хотели, проект масштабный и постоянно развивается, а на это нужны средства. Вот и после открытия Шуваловской развязки цены для части водителей подскочат. Для владельцев транспондеров на участке от КАД до Шуваловского проспекта стоимость составит 248 рублей днем и 124 рубля в ночное время. От Шуваловского проспекта до Автомобильной улицы – 288 и 144 рубля. Периодически для водителей анонсируют снижение цен, однако на деле все это так и остается пустыми обещаниями, как это было в случае со съездом с Богатырского проспекта.

При этом не сказать, что сам факт необходимости заплатить за проезд по ЗСД является единственной проблемой этого путепровода. Без пробок на дороге не обходится, особенно в районе развязок. Кроме того, свою лепту в непростую ситуацию на дорогах вносят многочисленные аварии. Так, недавно две легковушки перегородили сразу две полосы движения. А еще проезд нередко перекрывают из-за ремонтных работ, что тоже чревато бесконечными пробками.

Если создание КАД-2 пойдет по сценарию, как у ЗСД, напрячься стоит и финансистам из правительства Ленобласти. Дело в том, что в Петербурге бюджет ежегодно выплачивает оператору ЗСД миллиарды рублей недополученной прибыли. По условиям концессионного соглашения, ежегодно город (а точнее, принадлежащее ему «АО ЗСД») доплачивает оператору ЗСД «Магистрали Северной столицы», если выручка с трассы не достигла прописанного в соглашении предела. Так, на подобную компенсацию в 2021 году из бюджета Петербурга выделили 2,5 млрд рублей, а в «коронавирусный» 2020-й — вообще 3 млрд. Хватит ли денег в бюджете Ленобласти на подобные выплаты, если соглашение будет заключено по тому же принципу, — вопрос спорный.

Ранее Мойка78 писала, что ЗСД запретил комментировать новость об открытии Шуваловской развязки.