Сегодня в интернете идут активные споры относительно прохождения ТО автомобилей в 2021 году. МВД, Государственная дума и автостраховщики активно взялись за этот вопрос: вносят свои предложения, законопроекты, сообщения в СМИ.

Сначала правила прохождения ТО ужесточили: ввели фотофиксацию, сделали единую базу, по которой можно отслеживать нарушителей. Потом было решено продлить сроки действия технических карт, сейчас появились сообщения об отмене обязательного прохождения ТО.

Все это создает путаницу среди автовладельцев, и многие вопросы остаются открытыми: кому нужно пройти ТО с 1 октября, обязательна ли вообще эта процедура в 2021 году и в чем заключаются новые правила прохождения?

Во всем этом разберемся в данной статье.

Кому придется проходить ТО с 1 октября?

Среди автолюбителей ажиотаж вызвало сообщение о том, что Российский союз автостраховщиков определил круг лиц, которым придется пройти техосмотр уже с 1 октября этого года. В него вошли все автомобилисты, у которых до 1 февраля закончился срок действия диагностической карты. Но новость оказалась фейковой: РСА таких заявлений не делал.

Теперь разберемся подробнее со сроками похождения технического обслуживания.

Согласно Постановлению Правительства РФ №275 от 27 февраля 2021 года период действия результатов ТО решили продлить на полгода, но не менее чем до 1 октября. И такие временны́е льготы касаются тех автовладельцев, у которых действие карт ТО истекает в период с 1 февраля по 30 сентября этого года. Продление сроков не требует дополнительных процедур и происходит автоматически.

Но у владельцев автомобилей возникают вопросы относительно приписки про 1 октября. Многие подумали, что именно до этой даты будут действовать диагностические карты и с первого числа все обязаны пройти процедуру техосмотра. Но это ошибочное мнение.

Приложение к постановлению правительства, о котором речь шла выше, делит все диагностические карты по срокам на две группы:

  • срок действия завершается в период с 1 февраля по 1 апреля — будут действительны до 1 октября, и их придется продлевать;
  • срок действия завершается в период с 1 апреля по 30 сентября — автоматически продлеваются на полгода.

Таким образом, проходить ТО с 1 октября нужно тем автовладельцам, у которых действительность технического обслуживания истекла в феврале, марте или апреле. Остальные могут забыть об этой обязанности на полгода с момента прекращения действия диагностической карты.

С 1 октября этого года техосмотр должны пройти все автомобилисты, у которых закончился срок действия диагностической карты в феврале, марте и апреле. Фото: Pixabay

Нужен ли техосмотр для страховки?

В этом году в законодательстве произошли и другие изменения, которые затрагивают участников дорожного движения. А именно: 22 августа вступили в законную силу изменения относительно оформления полиса ОСАГО. Согласно этим нововведениям, страховщики при оформлении полиса больше не будут требовать действительную диагностическую карту.

Многие восприняли эту новость как отмену обязательного ТО легковых автомобилей. И заявление начальника МВД Михаила Черникова о добровольности прохождения техосмотра легковых машин внесло некоторую путаницу.

ОСАГО и техническое обслуживание

С 22 августа 2021 года полис ОСАГО можно оформить без прохождения технического обслуживания легковых автомобилей.

Представители Российского союза автостраховщиков данную меру объясняют необходимостью сделать договор ОСАГО более доступным.

Отвязка ТО от ОСАГО существенно облегчает жизнь автолюбителей, но все же не стоит проверку технического обслуживания откладывать в долгий ящик. Все дело том, что отсутствие диагностической карты дает страховщикам больше полномочий в случае возникновения ДТП — появляется риск регресса при наличии технических недочетов транспортного средства. Что это значит?

По закону страховые компании в порядке регрессного иска могут взыскать со своего клиента — виновника ДТП денежные средства в счет оплаты ремонта ТС водителя-потерпевшего, если докажут, что авария произошла из-за технических недостатков автомобиля клиента. Но доказать это трудно. Согласно статистическим данным за 2020 год, произошло около 145 тыс. аварий, и только 7,5 тыс. из них связаны с неисправностью ТС.

Сейчас ситуация изменилась: судя по всему, если у водителя нет диагностической карты, подтверждающей исправность его автомобиля, то страховщики смогут взыскать денежные средства со своих клиентов-виновников в порядке регрессного иска.

Как видно из вышесказанного, страховые компании выдают полис ОСАГО и без подтверждения пройденного ТО. Но если не хочется оплачивать ремонт чужой машины и расходы страховщиков на оценку ущерба, то лучше подготовиться к возможной аварии и заранее пройти ТО. Как все это будет происходить на практике — покажет время.

Техосмотр в 2021 году — отменили или нет?

По инициативе начальника Госавтоинспекции МВД Михаила Черникова был подготовлен законопроект, согласно которому прохождение техосмотра легковых автомобилей для личного пользования будет проводиться на добровольной основе.

Как сообщают представители ГИБДД, нередки случаи, когда водители покупали фальшивые диагностические карты и реального техосмотра не проводилось. Все это делалось для того, чтобы получить полис ОСАГО. Но с 1 марта этого года были ужесточены правила прохождения ТО, и на станциях технического обслуживания ожидается большой наплыв водителей.

Основная задача законопроекта МВД заключается в том, чтобы разгрузить СТО и в первую очередь организовать проведение техосмотров транспорта, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок. Ведь неисправности именно грузовиков и автобусов приводят к самым массовым и трагичным авариям.

Новость об отмене обязанности проходить ТО для личных транспортных средств быстро разнеслась по интернету, и многие забыли, что законопроект сам по себе не имеет юридической силы. А это значит, что обязанность в установленном законом порядке проходить ТО по-прежнему сохраняется.

Также стоит помнить еще об одном изменении в законодательстве России. Речь идет о поправке в ст. 12.5 КоАП, согласно которой за отсутствие диагностической карты, подтверждающей исправность ТС, будет предусмотрен штраф в размере 2 тыс. рублей. С 1 марта 2022 года эта поправка вступает в законную силу. Новый пункт Административного кодекса касается водителей всех транспортных средств, что наводит на мысль о том, что в ближайшее время законопроект о добровольном прохождении техосмотра принят не будет.

Одним из нововведений в ТО будет фотографирование ТС до и после осмотра на СТО. Фото: Pixabay

Новые правила техосмотра в 2021 году

Для того чтобы недобросовестные автолюбители не могли безнаказанно пользоваться поддельными диагностическими картами, с 1 марта ужесточаются правила прохождения ТО.

Теперь проведение технического осмотра будет сопровождаться следующими процедурами:

  • фотографирование ТС до и после осмотра на СТО;
  • внесение данных о результате прохождения технического осмотра в базу ЕАИСТО;
  • оформление диагностической карты в цифровом виде с электронной подписью.

Как пройти техосмотр в 2021 году?

С обязательностью процедуры и продлением сроков на прохождение ТО разобрались, теперь рассмотрим, когда и как проходить исследование транспортного средства.

Получение диагностической карты не требуется в первые четыре года эксплуатации автомобиля, включая год выпуска.

Стоит обратить внимание на то, что ранее сроки прохождения ТО отсчитывались от года выпуска автомобиля, сейчас отсчет производится от года его изготовления.

Дальнейшие сроки проведения осмотров:

  • один раз в 2 года для автомобилей, с года изготовления которых прошло от 4 до 10 лет;
  • один раз в год для личного транспорта, когда с момента изготовления прошло более 10 лет;
  • один раз в год для транспорта, оборудованного с целью перевозки грузов, пассажиров и для обучения вождению, когда с момента изготовления прошло не более 5 лет;
  • один раз в полгода для транспорта, который перевозит опасные грузы;
  • один раз в полгода для транспорта, перевозящего пассажиров, если с момента изготовления прошло более 5 лет.

По мере необходимости техническая проверка может проводиться чаще, например, если водителю требуется выехать за границу.

Для того чтобы впоследствии не возникало проблем с действительностью технической карты, рекомендуется проходить технические осмотры в легальных СТО, авторизованных Российским союзом автостраховщиков. Эти пункты технического осмотра легко найти на официальном сайте РСА.

Какие документы потребуются для прохождения ТО:

  • свидетельство о регистрации ТС;
  • паспорт;
  • доверенность на разрешение прохождения техосмотра, если владельцем является другой человек.

Ехать к нотариусу и оформлять доверенность не нужно, в данном случае допускается оформление от руки в произвольной форме.

Исправность каких элементов будут проверять:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • световые приборы;
  • стеклоомыватели и стеклоочистители лобового стекла;
  • колеса и шины;
  • двигатель;
  • другие элементы, например звуковой сигнал, опознавательные знаки, ремни безопасности, дальность света и т. д.

Кроме этого, перед посещением станции техосмотра стоит позаботиться о наличии в машине:

  • аптечки с действующим сроком годности всех ее составляющих;
  • огнетушителя, также с неистекшим сроком годности;
  • знака аварийной остановки.

По статистике, самыми популярными причинами, по которым отказывают в выдаче диагностической карты, являются неисправности с внешним светом и трещины на лобовом стекле.

Если хотите пройти техосмотр с первого раза, то лучше заранее обо всем позаботиться.

Если будут обнаружены технические неисправности, водителю выдается временная диагностическая карта с указанием недочетов транспортного средства. На их устранение дается 20 дней. Повторно нужно обращаться в тот же пункт техосмотра. Проверка будет проводиться только в отношении тех показателей ТС, которые были неисправны при первичном осмотре. Если водитель не успеет устранить недочеты в течение установленного времени или обратится в другую станцию технического обслуживания, то проверка автомобиля будет проводиться в полном объеме.

Перед посещением станции техосмотра стоит позаботиться о наличии в машине аптечки. Фото: Pixabay

Сколько стоит ТО в 2021 году

Стоимость прохождения технического осмотра не фиксированная. Она зависит от региона проживания и от разновидности транспортного средства. Например, средняя стоимость ТО для легковых машин — от 300 до 700 рублей, для грузового транспорта — от 600 до 1000 рублей без учета банковской комиссии. Внесение государственной пошлины в данном случае не требуется.

Оплатить стоимость прохождения ТО можно в отделении банка, через платежные терминалы или на кассе станции технического обслуживания.

Для того чтобы заранее выяснить точную стоимость технического обслуживания, нужно выбрать удобный пункт СТО и позвонить оператору.

Изменится ли стоимость прохождения техосмотра в связи с последними изменениями, пока неясно. Например, «АльфаСтрахование» заявило, что новые правила ТО никак не повлияют на цены. «Росгосстрах», в свою очередь, указывает на то, что некоторые страховые компании могут сами вводить базовые тарифы с учетом результатов пройденного ТО.

Что в итоге

Если у кого-то еще остался вопрос, надо ли делать техосмотр в 2021 году, ответ пока один — закон обязывает. Если законопроект МВД вступит в законную силу и прохождение ТО для легковых автомобилей некоммерческого использования станет добровольным, то теоретически можно будет техосмотр не проходить.

Но не стоит забывать об административных нормах, в соответствии с которыми с 1 марта 2022 года придется платить штрафы. По новым правилам, электронные карты о результатах проверки исправности автомобилей вносятся в единую автоматизированную базу ГИБДД. Это позволит выписывать штрафы с помощью дорожных камер наблюдения. Штрафы в размере 2 тыс. рублей будут приходить ежедневно до тех пор, пока владелец транспортного средства не пройдет технический осмотр.

Недобросовестным водителям теперь будет сложнее избежать административных взысканий. Если выяснится, что диагностическая карта недействительна и установленного законом техосмотра не проводилось, сотрудники ГИБДД имеют право аннулировать действие фальшивой диагностической карты и привлечь нарушителя к ответственности.