В администрации Петербурга начался отток кадров из профильных комитетов. Уходящие высокопоставленные сотрудники говорят о системном кризисе, об отсутствии системных мер для решения городских вопросов. Своим мнением по этому поводу с Мойкой78 поделился теперь уже бывший советник председателя комитета имущественных отношений Станислав Скачков.

Мойка78: На своей странице в социальной сети в «Вконтакте» вы написали, что покидаете должность советника председателя Комитета имущественных отношений из-за отсутствия внимания городских властей на инициативы по развитию города. Насколько это ситуация действительно критичная?

Станислав Скачков: Знаете, я периодически езжу в Москву. За последние 5 лет видны кардинальные положительные изменения.

А если смотреть на Петербург, то к сожалению, положительных изменений, почти нет. Даже в рейтинге АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» инвестиционный потенциал города упал до 8 места. А если нет инвестиций, то нет развития.

Сколько зданий, в центре города, да и не только в центре, находится в неудовлетворительном состоянии? И значительная часть этих зданий, это объекты культурного наследия.

Можно привести 1 очень показательный пример. Конюшенное ведомство. Объект в центре города разрушается. После расторжения договора аренды на инвестиционных условиях, Конюшенное ведомство переходило от одного бюджетного учреждения другому. Сейчас право оперативного управления у СПб ГБУ «АРИК». Средства на поддержание объекта выделяются минимальные.

Но у нас еще множество других зданий, нуждающихся в реставрации. Средств в бюджете города на реконструкцию нет. Можно было бы активнее использовать программу «аренда за 1 рубль» для восстановления зданий, находящихся в собственности города. Были даны предложения по изменению методики расчета аренды на период реконструкции. Это самый рискованный для инвестора период. Но данные предложения не нашли отклика. Итог, минимальное количество успешно проведенных торгов по этой программе.

Конюшенное ведомство разрушается в ожидании инвестора. Фото: Мойка78 / Николай Овсянников

Представьте, если сейчас не начать реставрировать здания, то через 5 лет их состояние только ухудшится, часть объектов будет безвозвратно утеряна. В итоге, тот Петербургский стиль, что привлекает туристов сейчас, станет руинами. Я уж не говорю, что через 5 лет, станет еще больше зданий, которым потребуется реставрация. А таких зданий – тысячи.

Мойка78: По нашей информации, большинство чиновников среднего звена недовольны тем, как принимаются решения в Смольном. Можете ли вы подтвердить данную информацию и чем именно вызывает у сотрудников администрации такую реакцию?

Станислав Скачков: Потому что в основном это сотрудники активного возраста. Есть задачи, в которые действительно вкладываются значительные силы. А потом, раз за разом, встречаются те или иные препятствия. Они не выявляются на 1 этапе, а появляются после очередного круга согласования. Результата нет. Я уж не говорю про то, что человеку нечего указать в резюме, в качестве реализованных проектов. Либо бывает, что на один отдел или специалиста валится столько задач, что он просто захлебывается. Тут ведь вопрос не только в процессе принятия решений, а в процессе управления.

Мойка78: Какие именно проекты и решения тормозит Смольный? В связи с чем это происходит – бюрократические задержки или умысел отдельных чиновников?

Станислав Скачков: Я назову на вскидку 3 проекта, которые вы и так знаете. Один я уже называл это Конюшенное ведомство. Ведь было представлено частными инвесторами не 1 концепция, проведены выставки. Результат – объект разрушается в казне города.

Апрашку передают в управление СПб ГБУ «АРИК». Фото: Baltphoto/ Михаил Киреев

Второй это Апраксин двор. Данный объект также передают в оперативное управление СПб ГБУ «АРИК». Хотя еще в 2018 году издано постановление о реализации стратегического инвестиционного проекта по преобразованию этого объекта частным инвестором.

Третий – Кузнечный рынок. Как ни удивительно, данный объект также находится в оперативном управлении СПб ГБУ «АРИК». Сравните состояние Кузнечного рынка и Василеостровского. Тут вопрос, что один объект находится в управлении города в лице подведомственного учреждения Комитета имущественных отношений, а другой в частных руках.

Мойка78: За последние три года городские власти не раз подвергались критике за отсутствие полноценной стратегии по развитию Петербурга? Причиной является описываемая вами ситуация?

Станислав Скачков: Документы есть. Стратегия социально-экономического развития 2035. Но между разными документами нет взаимосвязи. По идее, то что декларируется в Стратегии, должно находить свое отражение, например, в Генеральном плане.

Существует задача в Стратегии по развитию «Серого пояса». Даже проблемы описаны, что для «Серого пояса» характерна низкая транспортная связность. Но это никак не находит свое отражение в Генеральном плане. Идут только точечные изменения под конкретные проекты, которые не решают проблему «Серого пояса», а наоборот усугубляют. В целом, проект нового Генплана в его текущем виде не решает ни одну из проблем, указанных в Стратегии.

Мойка78: По вашему мнению, готов ли бизнес работать с городскими властями в таких условиях?

Станислав Скачков: Бизнесу сложно найти диалог с властью. Некоторые инвесторы просто сдаются после года или 2 лет траты денег и времени. Количество инвесторов падает и это видно по количеству постановлений о проведении аукционов или о предоставлении земельных участков целевым назначением, которое неуклонно снижается. Что, в конечном итоге сказывается как на доходах бюджета от сдачи в аренду государственного имущества, так и на иных косвенных поступления в бюджет. А чем меньше такие доходы, тем меньше город сможет потратить в том числе на оказание социальных услуг жителям города.