В Петербурге 28 октября прошел форум по борьбе с нелегальной торговлей. Эксперты обсудили основные проблемы и способы защиты рынка от этой беды.

Контрафакт в большей степени поступает в Россию из-за границы. На этот момент указала президент ассоциации «Базис» Оксана Кузьменко. Далее поддельный товар распространяется как на офлайн-площадках, так и в Сети или уходит в руки тех, кто делал покупку для себя.

На сайтах продавцы-нарушители массово сбывают подделки, прячась за подставными юридическими и физическими лицами. Даже если таких нарушителей замечают и блокируют, то они в скором времени возвращаются под другими именем.

Кроме аксессуаров и одежды купить в интернете с недавних пор стало возможно и лекарства. Приобретая товар на сторонних сайтах, нельзя быть уверенным, что покупатель получит препарат с нужными компонентами. В лучшем случае средство просто окажется пустышкой, в худшем — полученная посылка от нелегалов может оказаться смертельно опасной.

Сложность выявления контрафакта в том, что на товар надо посмотреть. А фарме сложнее реагировать на вызовы нарушителей, которые знают, как уйти, потому что у них помимо внешнего вида и отличительной особенности контрафакта, возможно, будет фальсификация состава. Об этом может узнать только конкретный эксперт в конкретной лаборатории фармпроизводителя. И эта цепочка такая долгая и длинная, поэтому сложно бороться в этом направлении. При этом большой объем документов проверяется на этапе таможенных органов, если мы говорим про декларирование, если же контрафакт выявляется, то его не уничтожают, а просто отправляют обратно, а затем он снова попадает на таможню, и так продолжается циклично,
— отметила Кузьменко.

Также один из способов реализации контрафакта недобросовестные торговцы нашли на площадках маркетплейсов. Директор по контролю качества продавцов Ozon Никита Плотников отметил, что на их платформе за нарушителями следит отдел с более чем ста сотрудниками.

Контроль проводят в два этапа. Первым был принят подход, который Плотников называет реактивным. То есть сотрудники сами не ищут нарушения такого рода, но реагируют на обращение правообладателей и покупателей. Летом 2021 года добавился второй этап — проактивный подход.

Вдобавок к реактивному подходу сотрудники просят документы, подтверждающие права продавца на товар, проводятся проверки на наличие жалоб, а также появилась некая гибридная система поиска и контроля нарушений прав на интеллектуальную собственность. Создаются автоматизированные алгоритмы, которые ищут нарушения на площадке. Обнаружение производится с такой точностью, что проверка не требуется, и товары закрываются. Некоторые выявленные алгоритмом нарушения требуют повторной проверки уже людьми.

За последние три месяца алгоритмы рассмотрели более 8 тысяч жалоб покупателей, и приняты меры. Также без обращений работники проверяют отдельных продавцов, у которых были замечены какие-либо нарушения.

Плотников отметил, что такие проверки могут проводиться бесконечно. Нарушитель после блокировки магазина просто создает новый. Однако шаг за шагом сократить количество недобросовестных продавцов удается.

Чтобы не нарваться на контрафактный товар, специалист советует обращать внимание на маркировки. Но и тут есть свой нюанс: к примеру, у иностранных торговцев она необязательна.

У нас уровень терпимости к нарушению интеллектуальных прав нулевой. Мы стремимся максимально быстро избавиться от таких ситуаций на площадке. И создаем инструмент, который нам позволяет максимально быстро находить и скрывать те товары, что представлены на площадке и нарушают чьи-то интеллектуальные права, бороться с продавцами, которые систематически нарушают правила и нарушают права других продавцов,
— сказал Никита Плотников.

В маркетплейсах также продается товар из наиболее проблемной категории — это никотинсодержащая продукция, а именно вейпы. И если на том же OZON магазины недобросовестных продавцов быстро находят и блокируют, то на сторонних сайтах и в офлайне избавляться от контрафакта гораздо сложнее.

Рынок никотинсодержащей продукции сегодня представлен большим количеством предложений. Однако вместе с легальным продуктом реализуется огромное количество продукции с нарушением закона. Львиную долю таких сигарет составляют одноразовые электронные сигареты, которые свободно продаются как в офлайн-магазинах, так и в интернете. При этом содержание никотина в жидкостях таких сигарет превышает установленный лимит 20 мг/мл. Это является большой проблемой, ведь такая нелегальная продукция доступна не только взрослым потребителям, но и подросткам.

Государство знает об этой проблеме и предпринимает меры для эффективного регулирования этой еще новой категории продуктов . В настоящее время разрабатывается техрегламент ЕАЭС, который установит обязательные требования безопасности к никотинсодержащей продукции. На уровне нашей страны также готовится постановление правительства, но вступит в силу оно в 2022 году. Когда нововведение начнет работать, вся продукция будет проходить оценку соответствия закону и ГОСТам.

А сейчас важно уделять большое внимание недобросовестным участникам рынка, которые нарушают закон, продают вейпы с открытой выкладкой и сбывают никотинсодержащую продукцию подросткам. В крупном ретейле этого нет. А среди табаконистов и малоформатной торговли полно нелегальных недобросовестных продавцов.

Это подтверждает руководитель регионального движения «АнтиДилер» Денис Терсков. Он порекомендовал властям сменить вектор и больше внимания уделять нелегальным торговцам. На данный же момент больше всего проверок, штрафов и всецелого контроля, по словам Терскова, сыпется на головы честных представителей. В то время как производители и продавцы контрафакта живут без налогов, контроля и в принципе без особых проблем.

По словам Владлена Максимова, президента Ассоциации малоформатной торговли, честный ретейл ежегодно теряет до 10 млрд рублей упущенной прибыли и тысячи рабочих мест из-за распространения дешевого контрафакта.