Общественные слушания по градостроительным вопросам еще на один год могут оставить в онлайне. Запрет на очные встречи был введен в 2020 году, когда грянула пандемия коронавируса. За полтора года в интернете из громких дискуссий они превратились в протокольный обмен предложениями. Противники запрета уверены, что в онлайне проще продвинуть спорные проекты и игнорировать критику.

Обсуждения проходят на сайте комитета по градостроительству и архитектуре. В отдельном разделе публикуется градостроительная документация. У пользователей есть возможность через специальную форму прислать свои предложения и замечания. После предложения вносятся в протокол, а районная комиссия решает, какие из них учесть.

«Невозможно в онлайне обеспечить какую-то дискуссию, собственно она и не предусматривается. А когда идут слушания, то граждане могут прийти вживую и задать вопросы, получить ответы, выступить»,
— отметил депутат Законодательного собрания Борис Вишневский.

Сайт КГА Вишневский назвал не очень удобным. Раздел действительно имеет недостатки — поиск по проектам отсутствует, невозможно отсортировать слушания по дате, завершенные обсуждения не отделены от текущих. Сама документация поделена на множество файлов, в которых непросто разобраться даже подготовленному человеку. Самый очевидный недостаток — без интернета на слушания не попасть. Доступа в сеть часто нет у пожилых жителей.

Из двадцати изученных Мойкой78 проектов замечания поступили по 11. Семь проектов остались без предложений. Остальные слушания были отменены.

Большинство предложений организаторы обсуждений отклоняют. Так, проект планировки территории между улицами Ольги Берггольц, Бабушкина, Ткачей и Пинегина получил 49 предложений. Из них 32 были отвергнуты.

Обратную связь участники слушаний, как правило, получают после публикации заключения. Возможности возразить или предоставить новые аргументы у них нет. Сторонники онлайн-слушаний утверждают, что в интернете обсуждения проходят более интеллигентно и спокойно. Но в действительности в них отсутствует элемент дискуссии. 

В противовес этому на публичных слушаниях у участников есть возможность задать вопросы застройщикам, инвесторам и чиновникам. Так, слушания по Муринскому парку в апреле 2019 года собрали десятки, а то и более сотни жителей. Участники спросили у инвестора о незаконной парковке на месте зеленых насаждений и вводе первой очереди проекта «задним» числом.

Неудобные вопросы также звучали на публичных слушаниях по увеличению высотности нового офиса компании Jet Brains в парке 300-летия. По подсчетам активистов, высказаться пришли более 200 жителей района, некоторые из них захватили плакаты с надписями против застройки побережья.

Онлайн-формат был оправдан в первую волну COVID-19, когда город не был адаптирован к условиям пандемии, а на обсуждения не выносились спорные проекты. Сейчас же, по словам депутатов Вишневского и Амосова, ситуация изменилась. Кинотеатры, концертные залы и футбольные матчи собирают зрителей, и ни что не мешает принять аналогичные меры в актовых залах районных администраций, где прежде проходили слушания. А на повестке важный вопрос — обсуждение генплана.

«Я не помню особенно громких историй за последние полтора года, потому что очень мало что выносилось на обсуждение, опять же в связи с пандемией. Но у нас впереди очень громкая история — обсуждение генплана. Граждане, конечно, будут активны и надо дать им возможность в очном режиме высказывать свое мнение, дискутировать, спорить, выступать, получать ответы от чиновников вживую, а не заочно»,
— считает Вишневский.

Депутат опасается, что онлайн-формат используют для того, чтобы пронести спорные изменения в генплан: сокращение рекреационных зон, перевод одного типа застройки в другой, увеличение высотности зданий.

«Я с ужасом думаю о том, что мы будем обсуждать генплан в заочном режиме»,
— отметил депутат Михаил Амосов на заседании ЗакСа.

Законопроект о продлении онлайн-обсуждений в парламент внес губернатор. На заседании 24 ноября его утвердили в первом чтении. Против проголосовали девять депутатов, двое от участия в голосовании воздержались, а 39 выступили за продление запрета на очные слушания.

Примечательно, что инициатива не сразу получила одобрение парламентариев. Комиссия ЗакСа по городскому хозяйству сначала отклонила проект, но через полчаса устроила переголосование по инициативе депутата Александра Ходоска и изменила решение.