Лабораторное моделирование продемонстрировало, как ведет себя вода в минералах с поверхности Марса и спутников Юпитера.

С помощью полученных результатов можно лучше интерпретировать получаемые с орбитальных аппаратов сведения, а также стать ближе к ответу на вопрос, была ли ранее на Марсе жизнь, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Ученые Новосибирского государственного университета (НГУ) и Венского университета проанализировали, как ведут себя минералы типа кизерита с Марса и спутником Юпитера при ультранизких температурах (до –258 °С). Оказалось, что вода в исследуемых материалах сохраняется в структуре при столь глубоком охлаждении.

Специалисты обнаружили, что сами структуры сохраняют устойчивость и не претерпевают фазовых переходов даже при столь экстремальных воздействиях. Это происходит за счет наличия в них молекул воды, которая связывает мостиками в прочный трехмерный каркас катионы металлов и сульфат-анионы.

Принято считать, что наличие воды является предпосылкой для существования жизни на планете. В текущих условиях Марса и на спутниках Юпитера вода в свободном виде сохраниться не может. Но она может быть в составе минералов, которые хранят «память» о тех временах, когда условия были менее суровыми.

Чтобы разобраться, как ведут себя при ультранизких температурах синтетические минералы типа кизерита ученые использовали специализированное оборудование и свыше 100 литров жидкого гелия.

В условиях, моделирующих космические, методом монокристальной рентгеновской дифракции они пристально изучили кристаллические структуры ряда синтетических минералов. Результаты работы важны для интерпретации данных, которые были получены орбитальными аппаратами с поверхности космических тел.

Ранее Мойка78 сообщала, что ученые обнаружили сходство марсианского метана с выделениями земных микробов.