В Петербурге второй месяц с перебоями идет мусорная реформа, больше всего жалоб на невывезенные отходы приходит от жителей северных районов города. При выборе новых подрядчиков мусорный «Невский экологический оператор» не принял заявку работавшего в Петербурге годами АО «Автопарк №6 «Спецтранс», заменив его новой компанией «Эко Лэнд». Мойка78 поговорила с генеральным директором недопущенной фирмы о причинах и следствиях.

Мойка78: Ваш автопарк занимал где-то 40% рынка в Петербурге до 2022 года. Если сравнить то, как была организована работа с вывозом мусора тогда и как сейчас, в чем будут основные различия?

Сергей Глухов, генеральный директор АО «Автопарк №6 «Спецтранс»: Раньше, до 2022 года, каждый жилкомсервис и каждая УК заключали договор с перевозчиком напрямую, а потому были заинтересованы в том, чтобы передать перевозчику мусор как можно меньшего объема. Для чего? Для того, чтобы заплатить меньше денег де-факто в кубатуре, потому что расчет шел в кубах. Сейчас эта мотивация у УК пропала — услуга оказывается в рамках единого тарифа, то есть сумма начислений всегда будет одинаковой, вне зависимости от фактических объемов накопленных и вывезенных отходов. Соответственно, мусор, который раньше трамбовался дворниками и собирался, сейчас ведет себя как самостоятельная субстанция: вот сколько принесли, столько и лежит. Мусор легкий, его никто не трамбует, его никто не уплотняет, поэтому фактический объем мусора стал в полтора, а может, даже в два раза больше. Теперь все обращение с мусором — зона ответственности регионального оператора. Расчет за вывоз производится по факту взвешивания отходов на сортировке или полигоне.

Мойка78: Раньше вес при вывозе мусора никак не учитывался?

Сергей Глухов: Вес учитывался при въезде на полигон, но все расчеты между УК и транспортировщиками производились за вывезенный объем в кубах. Теперь перевозчики возят больше кубов, так как мусор не уплотняется перед погрузкой в мусоровоз, но стоит это дешевле, потому что вес меньше.

По словам Сергея Глухова, Автопарк №6 «Спецтранс» был ключевым партнером НЭО. Фото: АО «Автопарк №6 «Спецтранс»

Мойка78: О том, что «Невский экологический оператор» (НЭО) получил статус регионального оператора на 10 лет, стало известно 2 сентября 2021 года. Участвовало ли АО «Автопарк №6 «Спецтранс» в этом процессе?

Сергей Глухов: Мы не принимали участие в самом конкурсе. Но изначально были ключевым опорным партнером НЭО в Санкт-Петербурге. Не секрет, что НЭО рассматривал возможность приобретения контрольного пакета акций АО «Автопарк №6 «Спецтранс». Был создан экспертный совет, в который вошли и наши эксперты. В частности, я, как генеральный директор, и операционный директор. Мы давали консультации специалистам НЭО. Более того, тогда им был предоставлен полный доступ к ресурсам АО «Автопарк №6 «Спецтранс» — была открыта вся адресная программа, было дано все количество контейнерного парка, то есть вся изнанка рынка НЭО была известна заранее. Именно поэтому сегодняшние заявления о том, что наша компания саботировала процесс, не передала адресную базу и ушла, хлопнув дверью, не соответствуют действительности.

Мойка78: Когда НЭО выбирал себе подрядчиков?

Сергей Глухов: НЭО выбирал подрядчиков весь прошлый год. Не секрет, что эта компания рассматривалась на роль регионального оператора Санкт-Петербурга с самого начала. Также не секрет, что собственной технической базы у НЭО не было и нет. Поэтому мы все понимали, что место генеральных подрядчиков по транспортированию займут крупные структуры, которые так или иначе были задействованы в вывозе мусора до начала реформы, — это «Петро-Васт», «Первый парк» (АО «Автопарк №1 «Спецтранс») и мы. Это крупные игроки рынка, которые де-факто делили весь этот массив мусора.

Мойка78: И вы с 40% рынка не попали в число подрядчиков?

Сергей Глухов: Фактически мы выиграли конкурс, электронные торги, предложив наименьшую цену, но после этого НЭО признал нашу заявку не соответствующей конкурсной документации. Почему? Потому что в ней вместо справки о том, что это крупная сделка, было приложено решение совета директоров о том, что это крупная сделка. Мы подали жалобу в ФАС, ФАС на все наши аргументы ответила отрицательно. Сейчас мы можем только обратиться в суд и обжаловать решение ФАС, но необходимости нет. Новый подрядчик уже начал работу, перестроил логистику, новая смена перевозчика только усугубит ситуацию. Тем более контракт заключен на год, новый конкурс на транспортирование будет объявлен не позднее осени, а может быть, и раньше. Если мы сочтем для себя интересными предложенные условия, то обязательно заявимся, учтя весь накопленный опыт взаимоотношений с НЭО.

Реформа в Петербурге началась с гор мусора. Фото: читатель Мойки78

Мойка78: Сколько может зарабатывать НЭО благодаря своему положению?

Сергей Глухов: Коммунальные услуги — сфера государственного регулирования. Маржа регионального оператора не может превышать 5%.

Мойка78: Но основной источник доходов НЭО — это то, что они получают от УК?

Сергей Глухов: За все платит житель. Раньше плата за вывоз мусора была включена в жилищную услугу и начислялась УК, сейчас каждый может заключить с региональным оператором прямой договор. То же самое должен сделать бизнес. Насколько я знаю, еще не все предприниматели заключили договоры с региональным оператором. Посоветовал бы им уже сейчас подключиться.

Тарифы на вывоз мусора выросли для петербуржцев. Фото: Baltphoto / Ирина Мотина

Мойка78: Как выглядела передача дел НЭО? Была история с 20 тысячами контейнеров, которые вы то ли вывезли, то ли, наоборот, не вывезли…

Сергей Глухов: Мы весь декабрь переживали из-за этого, Петербург нам не безразличен. Мы известили губернатора и председателей двух профильных комитетов о том, что организация, которая была выбрана генподрядчиком вместо нас, не имеет ничего, чтобы обслуживать северные районы города без перебоев. В частности, не имеет мощностей, не имеет опыта, не имеет логистического центра. Чтобы подстраховаться, мы отправили письма всем, кому только можно.

Ответ мы получили только из комитета по природопользованию, в котором нас попросили актуализировать программу контейнерных площадок, все остальные не ответили. Но, повторюсь, адресная программа контейнерных площадок, которые мы обслуживали, была передана НЭО еще летом. Сам НЭО прислал нам уведомление с просьбой до 23:00 31 декабря очистить контейнерные площадки от принадлежащих нам контейнеров. Если бы мы это сделали единомоментно, то Петербург увидел бы не то что мусорный коллапс, а еще один город Петербург, только из мусора.

Мойка78: Соглашение между Петербургом и НЭО было подписано 2 сентября. У них было 4 месяца, реально ли было за эти 4 месяца отладить систему полностью?

Сергей Глухов: После подписания соглашения 2 сентября в НЭО только начали готовиться к конкурсам на транспортирование ТКО и сдвигали его много раз. Тогда были определены четыре лота: север, юг и два небольших лота для малого и среднего предпринимательства. О старте приема заявок они объявили перед ноябрьскими праздниками, времени подготовиться было впритык. Но тем не менее мы дали лучшие условия. Однако в итоге по формальным признакам нас снесли. Если бы нам предложили какие-то адекватные, понятные условия договора субподряда, мы и тогда были бы готовы работать, но на нас сильно обиделись. Контактировать с нами перестали вообще — и НЭО, и организации, с которыми у нас были давние партнерские отношения. В работе на субподряде нам неформально отказали, сказали, мол, разберитесь с НЭО сначала.

Мойка78: Беглов выступил со словами, что некоторые полукриминальные элементы зарабатывали на неучтенном мусоре в Петербурге. Теневой сегмент на мусорном рынке действительно существует?

Сергей Глухов: Черный рынок существовал однозначно. Мусор свозили и в лес, и в овраги. Почему мусора в городе стало значительно больше? Потому что вылез весь тот неучтенный мусор, который везли непонятно куда.

С нашей махиной ни в коем случае применять такие схемы было невозможно. Если поймают хоть одну нашу машину, выгружающуюся в овраге, то природоохранная прокуратура нас тут же поймает. Поэтому в АО «Автопарк №6 «Спецтранс» давно работает система отслеживания ГЛОНАСС, учет перемещения мусоровозов давно налажен.

Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что рынок вывоза мусора в Петербурге делят полукриминальные элементы. Фото: Мойка78 / Вероника Перминова

Мойка78: Хотел уточнить, в соглашении НЭО и города было сказано, что все машины должны быть оборудованы ГЛОНАСС. Мы обратились в комитет по природопользованию и спросили, почему интерактивная карта с уборочной техникой есть, а с мусоровозами — нет. Нам ответили, что они не планируют такую карту создавать. А по-вашему, можно ли подключить мусорную технику к системам отслеживания?

Сергей Глухов: У областного оператора, например, есть целый отдел мониторинга, который знает коды доступа к системе «ГЛОНАСС» каждого подрядчика. Такой карты, как у комитета по благоустройству, нет, но можно посмотреть, где машина находилась минуту назад. Это все есть в доступе у областного оператора. В соглашении с НЭО такая опция также присутствует. Почему до сих пор она не используется и доступ к информации о схеме потоков движения отходов отсутствует? Нужно задать вопрос НЭО. В Ленобласти, где мы работаем сейчас, региональный оператор осуществляет контроль за перевозчиком: все треки есть, мы отчитываемся. Кроме того, водитель фотографирует машину до погрузки и после погрузки. Все эти фотографии загружаются в систему. В спорных случаях это все вынимается и факт надлежащего оказания услуги проверяется.

Для общего представления: на момент работы до декабря 2021 года отделы логистики и по работе с регоператором АО «Автопарк №6 «Спецтранс» составляли порядка 40 человек. Для сравнения: компания «Эко Ленд», которая получила генподряд, всего в своем штате держит 70 человек — с водителями, со всеми. Это разный уровень технической подготовки. Когда мы обращались к власти и говорили, что выбранный генподрядчик не решит мусорный вопрос в Петербурге, мы имели в виду именно это. Для качественного обслуживания той территории, где работало АО «Автопарк №6 «Спецтранс», нужно просто в 10 раз больше людей и техники.

АО «Автопарк №6 «Спецтранс» позволило городу использовать свои контейнеры. Фото: читатель Мойки78

Мойка78: Продолжая тему с ГЛОНАСС, Беглов говорил про неучтенные схемы. Мы посмотрели территориальную схему обращения с отходами. В ней указано, в частности, два места, куда должны свозить мусор: в Янино и на Волховское шоссе. Эти площадки через пару месяцев после утверждения схемы прекратили официально свою работу. В связи с этим вопрос: куда они сейчас свозят мусор?

Сергей Глухов: Размещение отходов, образованных в Санкт-Петербурге, происходит на территории Ленинградской области в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ленинградской области. В частности, мусор из северных районов города нужно размещать на полигоне во Всеволожском районе (вблизи деревни Лепсари) и в Выборгском (полигон РАСЭМ), туда, по моим сведениям, с начала этого года зашло не больше десятка машин. Поэтому ответ на вопрос, куда на самом деле везут сейчас отходы, лучше получить у НЭО.

Мойка78: Звучит цифра, что больше двух миллионов тонн мусора образуется в Петербурге за год, а сколько реально?

Сергей Глухов: Никто не знает. Гадать на кофейной гуще неэффективно.

Мойка78: По поводу въезда машин. Читатели прислали фото с улицы Заречной. Контейнер был загружен, самосвал не проходил по габаритам. Дворники выбросили мусор из контейнеров, потом это все загружали ковшом в самосвал. Почему так могло произойти?

Сергей Глухов: Во-первых, у них не хватает техники и ресурсов. Раньше мы по опыту, по сезону знали, какая была накопляемость баков на конкретной площадке. Кроме того, всегда имели несколько резервных баков, которые могли дополнительно выставить по просьбе заказчика. Во многих дворах у нас был установлен график вывоза — три-четыре раза в неделю. В Новый год, например, когда был большой наплыв мусора, заказчик мог нам позвонить и сказать, что остался один бак, срочно приезжайте. Мы в срочном порядке отправляли мусоровоз, их у нас всегда был какой-то резерв. Если даже машина не могла проехать, например, из-за запаркованности, мы пытались разрешить эту ситуацию совместно с заказчиком, искали удобное время, просили поддержки районных администраций. Это тонкие настройки, которые складывались годами. И с этой точки зрения было исключительно важным в переходном периоде ни в коему случае не разрушить сложившуюся систему вывоза. Тем более когда, войдя в реформу, выяснилось, что у НЭО нет ни килограмма мощностей: даже транспорта своего нет, вообще ничего.

По словам Глухова, у НЭО не хватает техники для обслуживания города. Фото: Baltphoto / Андрей Пронин

Мойка78: Есть стереотип, что мусор отдельно сортируют только по бакам, однако, когда его забирают на переработку, его сваливают в одну кучу. Правда ли это?

Сергей Глухов: Конечно, нет. Собрать вторсырье — это самое простое. Но для того, чтобы направить партию на переработку, этого не достаточно, необходима досортировка. Допустим, мы поставим отдельный бак под пластик, но там никогда не будет пластик только какого-то определенного вида. Даже отдельно накопленные отходы должны приехать на мусоросортировочный, мусороперерабатывающий комплекс, где это все разложится по отдельным фракциям, помоется, спрессуется. Только потом это можно назвать вторсырьем, вторичным материальным ресурсом.

По опыту Ленобласти могу сказать, что здесь раздельный вывоз мусора осуществляется по двум фракциям: это ПЭТ и стекло, которые точно вывозятся разными мусоровозами в разные сортировочные комплексы.

Мойка78: Возвращаясь к вопросу о заработках. Реально ли какие-то существенные деньги заработать на вторсырье? Может ли это быть дополнительным источником дохода?

Сергей Глухов: Сейчас это очень мелкий бизнес. В рамках работы регионального оператора это копейки по сравнению с их основными оборотами. Но в промышленных объемах, при условии создания высокотехнологичных сортировочных и обрабатывающих комплексов, это будет приличная составляющая в экономике.

Мойка78: Вы бы вложились в создание такого завода?

Сергей Глухов: Мы готовы это сделать, однако город нашу инициативу затормозил. Мы презентовали проект строительства такого объекта на участке в поселке Левашово на ПМЭФ лет пять назад. Были готовы вложить больше миллиарда рублей, участок уже был выделен, пять лет мы добросовестно за него платили. Но тогда, в 2017 году, на форуме все просто похлопали ладошками, а теперь участок передается НЭО.

Переработка мусора в Петербурге остается мелким бизнесом. Фото: Мойка78 / Николай Овсянников

Мойка78: А если говорить с точки зрения жителей, есть массовой интерес к тому, чтобы собирать мусор раздельно?

Сергей Глухов: Массово — нет, но есть тенденции к увеличению. Дело в том, что экономической мотивации для жителей никакой нет. Только призыв сохранить природу, и все. Необходимы изменения в действующее законодательство, система льгот, иных стимулов, тогда задача может быть решена комплексно.

Мойка78: Вы рассказали, что, работая в Петербурге, всегда находились на связи с заказчиком. Конечные заказчики, для кого проводится вся работа, это ведь жители. Если услугу по вывозу мусора им не оказывают, что житель может сделать в такой ситуации?

Сергей Глухов: До реформы транспортировщики отходов никогда не работали конкретно с жителями, только с управляющими компаниями, с ЖКС и структурами. Так как услуга была включена в состав жилищных. То есть организации, которые осуществляют управление жилым фондом и оказывают комплексно жилищную услугу, собирали деньги с жителей и все претензии урегулировали с ними сами. Как сегодня будет — я не знаю. Формально в случае факта некачественного оказания коммунальной услуги все потребители имеют право получить перерасчет. Однако никто не занимается этим вопросом ради 100 рублей. Это нужно как минимум потратиться на адвоката. Для единоличного жителя это нецелесообразно. Если к вопросу подключатся управляющие компании, председатели ТСЖ, которые при срывах графика вывоза отходов серьезно рискуют получить штрафы за ненадлежащее санитарное состояние мусоропроводов, контейнерных площадок, общедомовой территории, то, возможно, регионального оператора привлекут к ответственности. Свое право на благоприятную окружающую среду любой житель Санкт-Петербурга имеет право отстаивать любым законным способом: обратиться в госжилинспекцию, администрацию района, прокуратуру.

Мойка78: А если говорить о масштабах регионального оператора, уже в соглашении с городом есть фраза о том, что он может быть лишен своего статуса, если будет нарушать территориальную схему обращения с отходами. А как на самом деле обстоят дела?

Сергей Глухов: Этот договор просто драконовский — что у регоператора с городом, что у регоператора с генподрядчиком. Если следовать ему беспрекословно, то уже завтра с НЭО можно попрощаться. Вопрос только в том, будут ли применять санкции. Пока город назначил виноватыми нас. Было сказано, что 26 декабря мы перестали вывозить мусор. Это тоже неправда. У нас по 31 декабря собрана папка, где есть все треки, накладные. Все заявленные объемы могут подтвердить жилкомсервисы в Центральном, Приморском, Калининском районах. Это говорит о том, что мы четко соблюдали свои обязательства. Мусор вывозился на местах до того времени, как у нас заканчивался контракт. Та информационная кампания, которая идет в наш адрес, уже начала утомлять. Но мы не намерены отпускать ситуацию на самотек. Письма с предложением предоставить факты ненадлежащего оказания услуг со стороны АО «Автопарк №6 «Спецтранс» в декабре 2021 года уже направлены. Пока все поступившие ответы (а их полтора десятка) свидетельствуют о том, что никаких нареканий ни со стороны жилкомсервисов, ни со стороны УК в адрес нашей компании нет. Все обязательства по договорам 2021 года выполнены четко и в срок, нарушений графика вывоза не зафиксировано вплоть до 31 декабря прошлого года. Ждем ответов от губернатора, курирующего вице-губернатора и руководителей профильных комитетов.

И кстати, в своем интервью губернатор Беглов назвал некорректные цифры, когда говорил об АО «Автопарк №6 «Спецтранс». Кроме того что были какие-то общие претензии, была неправильная справка. У нас никогда не было 1,5 тысячи человек в штате, в лучшие времена около 800. Всего у нас было 170 машин, а не 600, как сказал губернатор. Цифры кратно завышены, мы не представляем такую большую силу. С гораздо меньшим количеством людей и техники мы решали вопросы на севере города.

Еще по бакам: губернатор заявил, что мы забрали баки. Мы вывозим их в соответствии с требованием НЭО. Делаем это в плановом порядке. И город должен быть нам благодарен, что мы медленно это делаем. Количество баков, которое закупил регоператор, в 2,5 раза меньше того количества, которое необходимо Петербургу. Кроме того, они не соответствуют требуемой кубатуре. Там, где мы вывезем 6-кубовую лодку, недостаточно будет установить бак емкостью 0,36 куба (а именно таких большинство у регоператора), либо, чтобы компенсировать малый объем, баками придется заставить весь двор. Где-то мы, действительно, забрали свои баки, а НЭО так ничего там и не поставил, где-то УК до сих пор пользуются нашими накопителями. Мы как бы городу говорим: ну «поездили» на наших баках январь, поездите еще чуть-чуть в феврале, но мы все соберем в конечном итоге. А это наша собственность, это деньги. Если пойти на рынок и купить все эти баки, то получится сумма где-то под полмиллиарда. А если еще посчитать расстановку, мусор, который мы утилизируем за свой счет… Фактически мы обеспечиваем городу возможность плавного маневра, а региональному оператору — переговорную повестку. Решение о покупке контейнеров принять рано или поздно придется.

АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» постепенно забирало свои контейнеры. Фото: читатель Мойки78

Мойка78: Вы ушли, и, получается, пришла компания, у которой меньше ресурсов и которая все это не потянет. Тогда кто вывозит мусор?

Сергей Глухов: Нас вынудили остановить работу. Обратите внимание, как сейчас работает «Первый парк» (АО «Автопарк №1 «Спецтранс») в Центральном районе и на юге города. Там ситуация более-менее приемлемая, а это огромное предприятие, которое можно сопоставить с нашим. Это люди, которые всю жизнь вывозили мусор из этой части города, имеют опыт, ресурсы, технику. Если бы мы остались на севере, то и мы бы нормально вывозили мусор. Наш уход из города — это не обида, мы до последнего ждали, что нам предложат варианты сотрудничества. В конечном итоге в Санкт-Петербурге нам ничего не предложили, но не будем же мы падать на колени и умолять, мол, дайте поработать. Мы получили выгодные предложения из других субъектов Российской Федерации.

Мойка78: А если все-таки придут и попросят поработать субподрядчиком. Согласитесь?

Сергей Глухов: А мы уже тогда подумаем, на каких условиях хотим этим заниматься. Но к диалогу мы готовы, наши двери всегда открыты, мы умеем работать и быть вне политики. Но не хотим работать в минус или за обещания. Чтобы вы понимали картину, когда наши экономисты считали северный лот, который мы проиграли, выяснилось, что у нас образовывался бы минус в 300 млн рублей. Это при том, что у нас все расставлено: инфраструктура, машины, люди, то есть изначально мы рассматривали это как свой вклад на будущее. На деле столкнулись с нарушением договоренностей, репутационным ущербом, дискриминацией по каким-то личным мотивам и разрушением партнерских связей. Но что не убивает, делает сильнее. Мы уже провели мероприятия по финансовому оздоровлению и оптимизации организационной структуры, а также существенно модернизировали парк мусоровоза. Если городу вдруг понадобится дополнительная спецтехника любых технических характеристик, мы будем готовы подставить плечо.

АО «Автопарк №6 «Спецтранс» готово вывозить мусор на субподряде. Фото: Baltphoto / Владислав Галушко

Мойка78: Вы сказали, что они могли обидеться на вас. Но какой-то логикой они должны руководствоваться: если вывоз мусора не будет налажен, их задавят негативом.

Сергей Глухов: Нам этого не понять, но там наверняка есть какие-то эмоции. С точки зрения властей, мы должны были умолять, мол, дайте нам шанс остаться, пожалуйста. Зачем? Мы не будем никого умолять. Мы всех предупредили, помогли как могли, свое мы убрали, мусор за собой вывезли, имущество заберем. Нужны? Приходите, будем разговаривать. Без политики, без эмоций, без всего. Просто я считаю, что такие стратегические просчеты должны были в оперативном, даже в ручном режиме, но решаться. Надо садиться и договариваться, обсуждать ситуацию. Замалчивание проблемы ее не решит. Ничего этого не было сделано, несмотря на все наши предупреждения и сигналы.

Мойка78: Какой прогноз у вас, когда они своими силами смогут установить тот уровень качества работы, который был хотя бы в прошлом году?

Сергей Глухов: Я не знаю, какая у них ситуация, какие деньги они вкладывают. Но, по косвенным признакам, ситуация грустная. Мы же, в свою очередь, все вкладывали в развитие города.

Мойка78: Со стороны ваших бывших заказчиков есть какая-то обратная связь? Может, не официальная?

Сергей Глухов: Ребята огорчены. Есть много технических нюансов, в которые вас погружать будет сложно и долго. Простой пример: НЭО не несет ответственности за содержание контейнерной площадки, это проблема собственника. А очень большое количество площадок в Петербурге просто бесхозные. То есть то, что мусор на земле валяется, НЭО теперь не волнует, а у УК полномочий тоже нет. В самом тарифе на уборку территорий строки по содержанию контейнерной площадки нет, вот такой получается парадокс. Раньше транспортировщики осуществляли подбор отходов и уборку контейнерной площадки, сейчас получается, что содержимое бака должен вывезти оператор, а то, что вокруг, — нет. Впрочем, учитывая, что сейчас происходит, там не до подметания площадок, вывезти хотя бы то, что есть.

Мойка78: Вы же платите налоги в казну Петербурга? Каков порядок цифр?

Сергей Глухов: Да, конечно. В среднем в год отчисления составляли порядка 400-500 млн. Теперь обороты, конечно, будут меньше. Но мы используем это время для реорганизации. Если к концу года петербургский рынок получит понятную схему работы, понятную финансовую модель и приемлемую маржинальность для возчиков, а также по-настоящему партнерское взаимодействие транспортировщиков и регионального оператора, АО «Автопарк №6 «Спецтранс» рассмотрит возможность возвращения и примет участие, например, в следующих аукционах на транспортирование отходов Санкт-Петербурга. Понятно, мы не оставим город в беде и предложим свои услуги снова.

Ранее Мойка78 сообщала, что НЭО планирует построить в Петербурге и Ленобласти пять мусороперерабатывающих заводов.