Работы по воссозданию трех мозаик – Николая Чудотворца, Пророка Илии и Спаса Нерукотворного завершились в храме чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны, 24. Работы закончили к Пасхе.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) был построен в 1894–1898 годах. В 1907-1909 годах рядом с церковью возвели часовню. Автор обоих проектов — архитектор А.И. фон Гоген. До 1932 года храм действовал, но затем год его здание было разрушено, уцелела лишь часовня. Но и она долгое время использовалась не для церковных нужда, а в качестве цеха завода резиновых изделий «Гуммилат». В 1990-х часовню вернули верующим, а с 2017 года началось воссоздание утраченного храма.

Работы ведутся по черно-белым снимкам, но, к сожалению, на них не всегда видны все детали. У реставраторов тяжелая работа — часть элементов воссоздается по письменным свидетельствам, часть — по фотографиям, текстовым описаниям. Специалисты предварительно собирают композицию, а уже после этого начинаются работы.

Отличительной чертой храма являются уникальные кресты на куполах: первоначально в них был вкраплен хрусталь, который создавал эффект дополнительного блеска, при воссоздании храма этот элемент также был повторен. Работы проводятся под контролем комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

К Престольному празднику 5 августа 2021 года в храме завершили первый этап воссоздания надвратной мозаики Богородицы «Всех скорбящих радость (с грошиками)», сейчас завершена очередная стадия работ. В субботу 23 апреля были освящены Николай Чудотворец, Пророк Илия и Спас Нерукотворный (над Богородицей).

Как рассказал корреспонденту Мойки78 Илья Козлов, директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд СВОИК), благодаря которому и стало возможно восстановление храма, каждая из трех воссозданных мозаик состоит из более пятидесяти тысяч элементов.

Выполнил мозаику выдающийся петербургский реставратор, художник-мозаичист Игорь Лаврененко. В беседе с корреспондентом Мойки78 он пояснил, что набирал ее в технике микромозаики из тянутой смальты (от немецкого языка Smalte или Schmalte, schmelzen — плавить) — материала, представляющего собой цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки.

В настоящий момент за пределами РФ технику используют только в Ватикане, в нашей же стране мозаику таким способом делает только Игорь Лаврененко.

В такой технике работал еще Михайло Ломоносов. Но сама микромозаика известна еще с древних времен — 4-6 веков. В Византийской империи, которая проводила серьезные работы по созданию смальт, такие изделия считались драгоценными. В основном это были культовые изображения, иконы.

Как ожидается, работы по воссозданию храма, благодаря Фонду содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, завершатся в конце 2022 года.