В условиях беспрецедентных санкций, наложенных Западом на Россию, государство активно вкладываются в импортозамещение. Окупятся ли эти инвестиции, когда россияне почувствуют результат работы по импортозамещению, и как эти результаты будут оцениваться — на Инвестиционном совете корреспонденту Мойки78 рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы Татьяна Минеева.

Бизнес-омбудмен выступила на Инвестиционном совете в Таврическом дворце. Большая часть заседания с участием Минеевой была посвящена вопросу, который наиболее остро встал перед Россией после наложения санкций, импортозамещению.

По словам уполномоченного, государство вкладывает в программы импортозамещению колоссальные средства. В рамках федеральных и региональных программ поддержки правительство субсидирует расходы на новые производства, на закупку оборудования, приобретение спецтехники, а также субсидирует процентные ставки.

В Москве, в частности, как рассказала Минеева, реализуется программа льготного кредитования для проектов развития малого и среднего бизнеса, направленных на импортозамещение. Также бизнес может получить гранты  до 100 млн рублей на развитие инновационного импортозамещения и на возмещение расходов на приобретение и лизинг оборудования.

При этом, уверена омбудсмен, вложения в импортозамещение окупятся достаточно быстро, так как компании, которые ушли с российского рынка, уменьшили или обнулили предложение, но не спрос. Окупаемость же обеспечивается тремя факторами: размер необходимых инвестиций, доходной частью – сбыт и спрос, а также стоимостью капитала.

Таким образом я считаю, что для импортозамещения создаются предпосылки для ускоренной окупаемости инвестпроектов. Непосредственно сроки окупаемости таких проектов в зависимости от отрасли и вида производства  — сильно разнятся, но одно можно точно сказать что они будут гораздо короче!

— подытожила Минеева. 

Оценить результаты мер, принятых сегодня, станет возможным в 2023-2024 году. Быстрые «плоды» Минеева объяснила тем, что меры по импортозамещению приняты не сегодня, а под санкциями Россия живет уже 8 лет. За это время были приняты многие решения, утвержден целый перечень направленных на импортозамещение программ. С 2014 года, подчеркнула омбудсмен, завершено уже более полутора тысяч проектов по импортозамещению.

Сегодняшняя ситуация перевела эти меры и планы по импортозамещению в более «интенсивный» разряд, сделала их более срочными. Так что я бы сказала, контрольные точки — это 2023-2024 годы. Процесс не скачкообразный, создание и трансфер технологий требует времени, как минимум на строительство соответствующих производственных мощностей

— заявила уполномоченный.

При этом, рассказала Минеева, есть трудности с параметрами оценки этих результатов. Во многих госпрограммах и нацпроектах ключевыми показателями эффективности являются те показатели, которые таковыми не должны быть. Например, например измеряется количество проведенных мероприятий.

В импортозамещении же так быть не должно, целевым показателем в этой области является  конкретная доля отечественной продукции, которую необходимо достичь в 2024 г. в каждой из 23 отраслей по сотням кодов продукции ОКПД-2.

При этом мы глубоко убеждены, что потенциал бизнеса для импортозамещения  — огромен. Почему бы, как вариант,  не ввести специальный налоговый режим для приоритетных для страны импортозамещающих позиций и технологий

— предложила Минеева.