Закрытие Литвой транзита товаров под видом выполнения санкций ЕС в Калининградскую область становится проблемой для региона. Однако ее решение может найтись в Петербурге, которому прибалтийская страна может «подарить» шанс создать независимый судоходный флот для снабжения эксклава не только продуктами, но и туристами.

С одной стороны понятно, что от Петербурга решение блокады Калининградской области мало, что зависит. У обитателей Смольного советов, кажется, не спрашивают, совещания по проблеме проводят федеральные представители. Однако с другой стороны, судя по заявлением губернатора региона Антона Алиханова, помощь Северной столицы все же не помешает.

«К такой гадости от Литвы мы были готовы. Поэтому уже запустили суда из Петербурга»,
— заявил Алиханов «КП-Петербург» после введения Литвой ограничений на транзит продовольствия в регион.

Кажется, что из помощи Калининграду, Петербург может извлечь свою выгоду. Если единственной артерией, связывающей эксклав с остальной Россией остается только Балтийское море, это поможет петербургским портам минимизировать потери от ухода западных логистических компаний. А компенсировать все же есть что, по данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот в Петербурге сократился в марте на 41%. Порт в Усть-Луге и вовсе стал лидером по падению, продемонстрировав минус 82%.

Все упирается в количество судов, которые курсируют в Балтийск. Если быть точными, их всего четыре: «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский», еще одно судно «Урса Майор» перевозит контейнеры.

Кроме снабжения, встает вопрос и о туристических потоках в Калининградскую область. Также Ассоциация туроператоров России рапортует о снижении интереса туристов к региону на 10-20% хотя пока поезда следуют транзитом через ЕС, а самолеты выполняют рейсы, хоть длительность их и увеличилась.

Председатель комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

В целом губернатор Петербурга Александр Беглов мог бы помочь коллеге преодолеть кризис. Например, в кабинетах комитата по развитию туризма под руководством Сергея Корнеева могли бы разработать специальных маршрут круизов, который захватывал бы и Северную столицу, и Калининградскую область.

Пассажирский порт «Морской фасад» в Петербурге. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Эта идея уже существует, но пока буксует. С введением первых санкций парому «Принцесса Анастасия» прочили новый маршрут по Балтийскому морю. Но пока переговоры между владельцем судна и властями зашли в тупик. Петербург со своей стороны мог бы ускорить процесс, создав собственный судоходный флот, который обслуживал бы и продовольственные, и туристические запросы Калининграда. Потому что ждать эксклаву 2023 года, когда инициатива должна с бумаги материализоваться в реальную жизнь, похоже, некогда.

Обратиться за экспертизой можно, например, к предшественнику Корнеева Андрею Мушкареву. Не зря он долгое время работал в судоходной компании St.Peter Line. Примечательно, что все юрлица, связанные с экс-чиновником в настоящий момент ликвидированы. Последним из ЕГРЮЛ исключили ООО «ПМП Эвент». Эта компания должна была организовывать морские и цирковые фестивали. Соучредителем фирмы был президент фестиваля Harley Days Григорий Путинцев. Однако, судя по всему, бизнес не «взлетел». Согласно данным ЕГРЮЛ, компания была создана 27 января 2020 года, а прекратила свое существование уже 17 июня 2021 года.

Не исключено, что Мушкарев согласится снова вернуться в строй и работать на развитие туризма между Петербургом и Калининградом. К тому же развитие такой локальной туриндустрии и собственного флота поможет Петербургу и создать рабочие места в условиях, когда безработными, по данным Смольного, числятся 50 тыс. жителей Северной столицы (положение на апрель 2022 года). Вместе с этим вырастут и налоговые поступления, и транспортная доступность. Также к развитию сообщения между Петербургом и Калининградом можно привлечь и «Агентство внешнего транспорта» под руководством Александры Бахмутской.