Авиакомпания «Аэрофлот» вместе с дочкой — «Россией» объявили набор на целевое обучения пилотов и специалистов по эксплуатации лайнеров в 2022 году. Часть студентов отправиться грызть гранит науки в Петербург. Но даже с целевым контрактом их карьерные перспективы, судя по всему, туманны, прежде всего из-за санкций.

«Аэрофлот» уже заявил, что будет поддерживать навыки выпускников авиационных вузов. В частности, им дадут допуск на тренажеры и познакомят с действующими пилотами компании. Однако быстрого трудоустройства, вероятно, ждать специалистам не стоит. Их отправят в кадровый резерв.

«Мы понимаем важность формирования кадрового резерва отечественной гражданской авиации через сохранения знаний и навыков молодых пилотов и с учетом их будущей востребованности для российских авиакомпаний. Мы разработали методики, нацеленные на поддержание профессионального уровня и развитие профессиональных компетенций выпускников лётных учебных заведений гражданской авиации. Курсы занятий по данным методикам позволят упростить переучивание и ввод в строй молодых специалистов»,
— сообщается на сайте «Аэрофлота».

При этом «Аэрофлот» как минимум два года назад набирал в свои ряды студентов по целевой программе, которые по окончании авиационных университетов должны были быть трудоустроены в компанию. Согласно данным на сайте «Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации» в 2020 году «поставщиками» целевых студентов в вуз были «Аэрофлот», Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Utair и аэропорт Сургут. Однако аналогичных списков в 2021 и 2022 представлено не было.

На сайте «Аэрофлота» можно найти объявление о начале набора на целевое обучение. То есть компания устраивает своеобразные внутренние экзамены, а затем оплачивает обучение наиболее успешных кандидатов в профильных вузах. Берут, кстати, только отличников и хорошистов – средний балл аттестата не может быть ниже 4,3 у кандидатов. Вместе с этим абитуриенты проходят медицинскую комиссию. На этом этапе отсеивают тех, у кого здоровье чуть хуже идеального. Например, источник Мойки78 в авиаотрасли рассказал, что смог получить целевое только со второго раза, когда вылечил акне на лице. Хотя претендовал на непубличную специальность эксплуатации воздушных суден.

Аналогичная программа есть и у «России». Отправлять абитуриентов компания намерена в Петербургский университет гражданской авиации и в Ульяновск. Из объявления остается неясным, сколько студентов готовы принят на себя обе авиакомпании.

Однако согласно контрольным цифрам приема на сайте СПбГУ ГА, на специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» выделено 100 целевых мест из 210, предусмотренных квотой. На «Аэронавигацию» смогут попасть еще 27 целевиков из 90 студентов, предусмотренной квотой на бесплатное обучение. Еще четверть студентов, в перспективе постигающих основы эксплуатации аэропортов, это целевики. Отметим, что на платной основе обучение одного студента в вузе стоит около 400 тыс. в год.

Нужно признать, что абитуриенты поступают в вуз, связанный с авиацией, в непростое для отрасли время. Не зря в сети TikTok можно найти видео студентов-летчиков, которые отреагировали на закрытие полетов в Европу роликами с песней «Я никогда не буду работать». Но от шуток, перейдем все же к статистике.

Так, по данным Росавиации, Пулково в марте 2022 года отчитался о снижении пассажиропотока на 7%. В Сочи падение по сравнению с прошлым годом еще больше – 21%. Холдинг «Аэропорты регионов» фиксирует падение в среднем на 7-8%.

Кроме этого, по данным телеграм-канала «Авиаторщина», аэропорт Шереметьево планирует сократить или отправить в простой около 40% персонала. Причем касается это всех: от перевозчиков багажа до сортировочного центра до сотрудников Duty Free. Шереметьевский профсоюз летного состава также предупреждает о рисках сокращения пилотов того самого «Аэрофлота», который спонсирует обучение своих студентов, из-за санкций и сокращения числа иностранных самолетов в парке авиакомпании.

На фоне этого не исключено, что нынешних выпускников авиационных вузов, в том числе петербургского, отправят на обучение, а затем и в кадровый резерв. Сколько после этого им придется ждать своего места с достойной зарплатой, которое, казалось бы, гарантировано по целевому договору, остается только гадать.