Петербург рискует лишиться общественного пространства на Васильевском острове. Главу «Севкабель Порта» заменил человек, близкий к бывшим управленцам одноименного завода. Не исключено, что лакомая земля с видом на ЗСД уйдет в распоряжение застройщикам.

Слухи о том, что у петербургских застройщиков большие планы на территории завода «Севкабель», ходили с самого начала банкротства предприятия. Однако сейчас, судя по всему, угроза нависла над креативным кластером, который еще при губернаторе Полтавченко начали создавать в одном из цехов. Ранее главой «Севкабель Порта» числился Сергей Панфиленко, партнер юридической компании «ССП-Консалт» и главный идеолог креативного кластера. Но он уже покинул должность гендиректора ООО «Управляющая компания Севкабель Порт» и продал свою долю в обществе.

Согласно данным ЕГРЮЛ, новым владельцем «Севкабель Порта» еще 20 июня стало УК «Политбюро» Сергея Ярмилко, которое ранее управляло одноименным заводом. Кресло гендиректора досталось Станиславу Михайлову – еще одному учредителю УК «Политбюро» (согласно ЕГРЮЛ его доля не превышает 1%). В публичном поле о нем практически ничего неизвестно, как и его взглядах на перспективы территории вокруг завода.

Не исключено, что новые собственники расторгнут договоренности с арендаторами кластера и передадут землю в пользование застройщикам. Так, согласно кадастровой карте Росреестра, земля на Кожевенной линии 40 (непосредственно под цехом) имеет назначение «земли поселений (земли населенных пунктов)», то есть фактически на ней уже разрешено жилое строительство. А стоимость участка оценивается 72 млн рублей.

В целом же межевание территории выглядит странно: вместо единой территории крастера, на кадастровой карте несколько мелких участков, каждый из которых предназначен  для жилого строительства. При этом ранее заявлялось, что назначение территории бывшего завода будет носить общественно-деловой характер вместо промышленного.

Интересно, что и земля под пространством «К-30» больше не промышленная или деловая. Согласно кадастровой карте, там должен быть расположен парк или городской сад.

Мойка78 получила выписку из Росрееста, в которой указано, что земля под цехом, который используется как креативное пространство находится в аренде. При этом на ней есть обременение, связанное со ст.56 Земельного кодекса. То есть ограничение на передачу прав собственности на недвижимость.

Отметим, что в прошлом году активно обсуждалось развитие набережной залива в районе «Севкабель Порта». Предполагалось, что благоустроена будет вся территория, которая идет параллельно Кожевенной линии Васильевского острова. Также проект включал и открытие гостиницы в здании бывшего Морского вокзала. По подсчетам специалистов, на эти цели требовались десятки миллиардов рублей. Планы команды «Порта», похоже, никак не соответствуют текущему назначению земли.

По информации Мойки78, команда «Севкабель Порта» направила свои предложения по развитию территории в Смольный. Однако проект, похоже, поставлен на паузу. Его обещали рассмотреть глава комитета имущественных отношений Леонид Кулаков и профильный вице-губернатор Николай Линченко. Единственное, что пока удалось сделать в рамках реновации территории – открыть гастро-кластер в соседнем с цехом «Севкабеля» здании.

При этом старожилы бизнес-среды Петербурга помнят, что во время обсуждения создания креативного пространства на территории завода «Севкабель» губернатор Георгий Полтавченко обращал внимание на финансовую модель креативного пространства. Если конкретнее – создавать его планировалось на заемные средства, а пути возврата инвестиций, которые в 2017 году оценивались на уровне 500 млн рублей, были туманными.

Тем не менее, согласно «СБИС», управляющая компания «Севкабель Порта» в 2021 году отчиталась о выручке в 77 млн рублей, чистая прибыль составила полмиллиона. При этом кредитная нагрузка кластера на конец 2021 года составила 384 млн рублей.

Единственным защитником креативного пространства в Смольном, вероятно, можно назвать культурного вице-губернатора Бориса Пиотровского. Он периодически отчитывается о мероприятиях, проходящих в порту или, например, открытии там филиала библиотеки им. Маяковского. Тем не менее, несмотря на богатую родословную, Мойка78 выражает сомнения, что Пиотровскому хватит административного ресурса в одиночку противостоять планам крупнейших застройщиков региона, в числе претендентов на землю «Севкабель Порта» может оказаться ЛСР Андрея Молчанова.

Так, например, в конце 2020 года дочерняя структура ЛСР АО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» объявила конкурс на разработку проектной документации для последующего сноса цехов, расположенных на Кожевенной линии, 39. По планам девелопера, демонтаж ждал 31 постройку. Вместо них, планировалось строительство ЖК бизнес-класса прямо через дорогу от креативного пространства.

Еще одним сигналом, что пространство «Севкабель» ждет печальная судьба, может стать строительство станции метро «Гавань», открытие которой намечено на 2030 год. Дело в том, что в окружении «Севкабеля» — большую площадь занимает промзона, а жилой квартал рядом, похоже, сложно назвать процветающим. В таких условиях наличие собственной станции метро является спорным. Но если в планах значится строительство нескольких ЖК с видом на Финский залив, в таком случае наличие метро, возведение которого будет стоить бюджету не один миллиард рублей, вполне объяснимо.

Также по соседству судьба многоэтажного строительства ждет территории Ленэкспо. Вероятно, чувствуя, что аналогичное решение может быть принято и в отношении «Севкабель Порта», креативный директор пространства Алексей Онацко в прошлом году в своих соцсетях заявлял, что корпуса выставочного центра было бы лучше признать памятниками и запретить их снос. Однако некоторые корпуса начали демонтировать в апреле этого года.