Рекламному рынку России готовят монополиста. В Госдуме рассматривается законопроект, который предполагает жесткое регулирование объявлений от физических лиц в интернете и в наружной рекламе, а все сливки достанутся государственному оператору. Эксперты отмечают, что это может убить всю отрасль, которая развивалась десятилетиями.

Законопроект, согласно задумке, нужен «в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов», говорится в пояснительной записке. Предполагается, что так оператор-монополист будет защищать россиян от недостоверной информации и мошенников, а владельцам бизнеса предоставлять равный доступ к размещению объявлений.

Однако специалисты отмечают, что на деле законопроект, похоже, противоречит своим целям. Например, сайты с объявлениями, вероятно, будут вне закона, ведь всю информацию от частных продавцов необходимо будет размещать на единой площадке оператора, похоже, что с равным доступом все же будет напряженно. Кроме этого существует риск сбора хакерами больших массивов персональных данных за счет взлома только одной площадки. Добавить к этому стоит и риск роста безработицы, так как число необходимых для поддержания устойчивой работы системы IT-специалистов будет меньше.

«Создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые ИТ- бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления могут в одночасье привести к разрушению целой Интернет-отрасли. Совершенно непонятно какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России»,
— сообщили Мойке78 в пресс-службе Avito.

Отметим, что оборот площадки, по данным СПАРК, в 2021 году составил 42,7 млрд рублей. Через Avito проходит в среднем 9 сделок в секунду. Принятие нового законопроекта существенно ограничит деятельность физических лиц на этом поле. Предполагается, что единый оператор получит исключительные права на такие объявления. Однако если падает выручка IT-корпораций и рекламных досок в интернете, падают и поступления в бюджет в виде налогов.

Отметим, что законопроект также затрагивает и рынок наружной рекламы. Например, согласно документу, оператор-монополист получит приоритетное право на размещение рекламных конструкций на 30 лет без торгов. При этом компании, которые десятки лет заняты в бизнесе наружной рекламы, продолжат проходить все необходимые процедуры. Согласно исследованию Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2021 году объем рынка наружной и интернет-рекламы достиг рекордных показателей в 578 млрд рублей. Однако если законопроект все же будет принят, то большая часть бюджетов достанется именно единому оператору, так как он получит доступ к самым выгодным точкам «наружки» и будет контролировать потоки объявлений в интернете.

Кроме этого работы прибавится и Минцифры, которое казалось бы, должно активно заниматься импортозамещением западных технологий в России. Так, согласно законопроекту, ведомство долго определять стоимость размещения на рекламных конструкциях и определять схему их размещения.