Президент России Владимир Путин, похоже, оказался недоволен работой Объединенной судостроительной корпорации, большинство активов которой располагаются в Петербурге. Официально критика президента была адресована генеральному директору ОСК Алексею Рахманову. Однако следует помнить, что помимо него на предприятии трудится и бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Кажется, что слова главы государства относятся и к нему.

«Алексей Львович, вы сказали, что сначала Родина, а потом — финансы. Хочу обратить ваше внимание на то, что интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной, и наоборот — нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. Я обращаю на это ваше внимание»,
— заявил Владимир Путин, комментируя большое число убыточных контрактов корпорации.

Отметим, что одними из самых успешных предприятий ОСК, базирующихся в Петербурге, по итогам 2021 года стали «Адмиралтейские верфи» и «Северная верфь». Они по крайне мере ушли в плюс. Остальные предприятия холдинга такими успехами, по данным «Коммерсанта», похвастаться, кажется, не могут. Например, Балтийский завод по итогам прошлого года нарастил убытки на 22% до 7,9 млрд рублей и это при том, что в 2020 году на предприятии приняли программу финансового оздоровления.

Примечательно, что ни одно предприятие, входящее в ОСК в Петербурге, публично не отчитывается о прибыли уже более 11 лет. У части из них в СБИС скрыты собственники, причем только с 17 августа 2022 года. Также данные о верфях отсутствуют в системе налоговой БФО.

В нынешних условиях санкций риски для ОСК возрастают с разы. Руководство компании признается, что отрасль зависит от импортных комплектующих. А их даже частичная замена отнимет у предприятий около двух лет.

«У нас есть четкое понимание, что, наверное, года два нам придется посидеть на каких-то тактических решениях, а начиная с 2024 года – начала 2025 года полноценно уйдем на полностью российское производство поршневых машин, систем, которые традиционно покупались за границей»,
— сообщил Рахманов (цитата по ТАСС).

При этом, стоит помнить, что санкции против России были введены не в феврале текущего года, а еще в 2014-2015 годах. В 2020 году тот же Рахманов лоббировал идею национальных чемпионатов по импортозамещению, чтобы «слезть с иностранной иглы». Но, кажется, на подведомственных ему предприятиях реализовывать программу создания локальных производств полного цикла не особо спешил.

Похоже, что ОСК придется тщательно продумать формат управления, при котором корпорация сможет освободиться от поставок из-за рубежа. Если у судостроительной отрасли есть большая потребность в субподрядчиках, по почему бы не инициировать их создание самим? Не исключено, что Полтавченко с Рахмановым придется кардинально изменить подход к управлению верфями и судостроительными производствами в Петербурге, создавая в каждом цеху отдельные предприятия с собственной специализацией, которые будут субподрядчиками крупных оборонных заказов. Не исключено, что под санкциями придется создавать и новые производства, используя опытных инженеров и конструкторов ОСК.

Похоже, что Рахманов демонстрирует понимание – на импортозамещении можно не только выживать, но и создавать уникальные продукты. А как следствие, забыть об убыточности предприятий.

«Понимаем, что теперь это все тянет на полноценный бизнес-сегмент, который нам будет помогать зарабатывать деньги»,
— заявил генеральный директор ОСК

Однако насколько это будет успешным – пока неизвестно. Не исключено, что полное импортозамещение на судостроительных предприятиях Петербурга окажется там же, где и национальные чемпионаты, предложенные Рахмановым.

Сам Георгий Полтавченко, который в ОСК возглавляет совет директоров, последние месяцы в своем телеграм-канале, кажется, каждый день искал повод для праздника. В частности, он поздравлял всех причастных с днем рыбака. Не смог Полтавченко пройти и мимо празднования дня ВМФ. Из информации о стратегическом развитии отрасли разве что один пост о соглашении с Промсвязьбанком. Однако рассказал бывший губернатор и о совещании с Владимиром Путиным по развитию судостроительной отрасли, но только в позитивном ключе – мол у России есть все необходимое для развития промышленной базы.