Авиакомпании, кажется, копят претензии к оператору Пулково – компании «Воздушные ворота Северной столицы». Вооружившись счетами, которые кажутся перевозчикам спорными, они тянутся в ФАС и суды. Свои претензии обозначила и прокуратура. В это время ВВСС – по итогам 2021 года стала самой прибыльной после оператора Шереметьево аэропортовой компании в России.

Так, например, авиакомпания «Победа» в жалобе ФАС заявила, что не может поставить низкие цены на перелеты из Санкт-Петербурга по одной причине – ВВСС не допускают техников из «Победа Хендлинг» до инфраструктуры наземного обслуживания.
«По расчетам авиаперевозчика стоимость обслуживания самолетов в этом случае сократилась бы на 40-50% от действующих тарифов оператора, что позволило бы продавать авиабилеты из Санкт-Петербурга по более низким ценам»,
— говорится в сообщении ФАС.

То есть, похоже, желание инвесторов Пулково, среди которых ВТБ, немецкая компания Fraport и Суверенный фонд Катара, заработать на самостоятельном обслуживании судов бьет и по самим авиакомпаниям, и по конечному потребителю. С таким подходом становятся неудивительными новости о дорожающий билетах на самолет, которые накладываются на общий кризис в отрасли.

На счета со стороны оператора Пулково жаловалась и авиакомпания S7, но в качестве ответчика в арбитражном споре. Согласно материалам дела «Воздушные ворота Северной столицы» выставляли счет за снятие багажа пассажиров, зарегистрированных на рейс, но не явившихся на посадку.

«Расходы обслуживающей организации за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), в том числе оказание услуги по снятию с воздушного судна багажа пассажиров, не явившихся на посадку должно включаться в комплекс услуг тарифа за обслуживание пассажиров»,
— следует из материалов дела.

Как результат, попытка оператора Пулково добиться от S7 более 1 млн рублей успехом не увенчались. Однако решение вынесено только 31 августа, а значит у «Воздушных ворот Северной столицы» еще есть время его оспорить.

Больше всего претензий к ВВСС возникает у авиакомпании «Россия», для которой Пулково – домашний аэропорт. Например, в 2021 году одно из суден столкнулось с птицей во время взлета. Повреждения техники обнаружили уже в аэропорту Тель-Авива, куда и был совершен рейс. Истоки инцидента — неэффективность орнитологических мероприятий авиагавани в Петербурге.

«В результате проведённого расследования, комиссией установлено, что причиной инцидента явилось повреждение лопатки вентилятора правого двигателя ВС, вследствие попадания в тракт двигателя птицы после взлёта ВС в аэропорту Пулково (на высоте 7 метров), в зоне орнитологической ответственности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», из-за неэффективности мероприятий по орнитологическому обеспечению полётов. Отчёт подписан представителем ответчика без возражений»,
— говорится в материалах дела.

Тогда ущерб авиакомпания оценила в 4 млн рублей. Новый иск о взыскании уже 11 млн рублей «Россия» подала в этом году, однако конкретных претензий в картотеке арбитражных дел пока нет.

При этом в мае 2022 в суд на оператора Пулково подала уже транспортная прокуратура. Из материалов дела, имеющихся в распоряжении редакции, следует, что этому предшествовала проверка ведомства, в контур которой входили медицинские службы Пулково и наземные службы по обслуживанию транспорта. И если к техникам вопросов не возникло, то у врачей нашлись нарушения.

«В ходе проведенной проверки выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в аэропорту Пулково, в том числе нарушения процедуры и полноты проведении медицинских осмотров, применения контрафактных медицинских изделий, недостаточного оснащения службы скорой медицинской помощи, отсутствия необходимого образования и квалификации медицинского персонала»,
— говорится в материалах дела.

Суд, хоть и признал, что правонарушение имело место быть, но счел его незначительным и ограничился устным предупреждением. Транспортная прокуратура пыталась обжаловать решение, но также безуспешно.

Казалось бы, сейчас ВВСС должны активно поддерживать российских авиаперевозчиков. К тому же запас прочности у оператора гавани, похоже, есть даже на скидки для авиакомпаний. За прошлый год «Воздушные ворота Северной столицы» отчитались о чистой прибыли в размере 3,8 млрд рублей, свидетельствуют данные БФО, при выручке в 18 млрд. Согласно данным «Сбис», выгоднее в России только работа аэропорта Шереметьево. Он в год приносит 5,4 млрд чистой прибыли при обороте в 25 млрд рублей. При этом пассажиропоток Пулково только на третьем месте в стране по итогам 2021 года.