Смольный в перспективе может столкнуться, кажется, с катастрофической нехваткой продвинутых специалистов по разработке, сбору и управлению беспилотниками. Пока в Петербурге есть только несколько кружков для детей, где обучают конструировать летательные аппараты хотя бы из дерева. А в авиационном университете нет даже программы подготовки таких кадров.
Мойка78 изучила рынок кружков авиамоделирования для детей. Они функционируют в разных районах Петербурга, например, согласно соцсетям одного из учреждений в Московском районе, ему в 2022 году исполнилось уже 35 лет. Однако в группе чуть больше 300 подписчиков.
«Работать в детских кружках, могли бы, например, специалисты из университета гражданской авиации. Они так раз и готовят технических специалистов для аэропортовых служб и техников для компаний. Их компетенции будут более востребованы, чем отрывочные теоретические знания школьных учителей»,
— говорится на сайте одного из тематических клубов.
Если в целом к инженерной подготовке в кружках подобной направленности вопросов нет, то насколько эффективна профильное изучение авиационного аспекта – большой вопрос. Дело в том, что дети прежде всего занимаются конструированием деревянных моделей типовых аппаратов. Таким же занимались и в аэроклубах в СССР. Возможность прикоснуться к новым технологиям, например, разобрать тот же дрон и посмотреть как он устроен, кажется, есть далеко не у всех. То есть в перспективе, экономика Петербурга может получить ряд инженеров-конструкторов, но, вероятно, не тех, кто четко понимает, как работает электроника в современных беспилотниках и как ее в целом можно импортозаместить. А это, похоже, такое же важное направление, как и теория.
Впрочем, например, для взрослых или студентов даже такой опции нет. Для них кружков авиамоделирования в Петербурге пока не открыто. Теоретически, если достаточно мотивации, можно найти репетитора. Согласно сервисам по поиску специалистов, к этой работе можно привлечь как студентов, так и опытных преподавателей. Правда, в основном заняты они подготовкой студентов по экзаменационным билетам.
Однако в описании, скажем, возможностей преподавателей числятся, например, настройка дронов, обучение пилотированию и основам съемки. Стоимость таких услуг начинается от 1,5 тыс. рублей за час работы. В среднем дети постигают аэродинамику 3 раза в неделю, получается, что взрослому, чтобы достичь хотя бы минимального уровня владения технологиями в месяц нужно около 20 тыс. рублей.
Однако вице-губернатор Ирина Потехина могла бы задуматься о развертывании сети кружков авиамоделирования как для детей, так и для взрослых, где получить практические навыками можно было полностью бесплатно. Это стимулировало бы поток желающих, а интерес преподавателей-практиков обеспечивали бы субсидии из городского бюджета. Часть таких клубов можно было оборудовать в школах, часть в помещениях городского имущества, которые находятся в надлежащем состоянии. Там то как раз можно было предлагать собирать беспилотники, как конструктор.
К работе в подобных кружках, кажется, можно привлечь, например, специалистов из университета гражданской авиации. Они как раз и готовят технических специалистов для аэропортовых служб и техников для компаний. Их компетенции будут более востребованы, чем отрывочные теоретические знания школьных учителей. Хотя главе комитета по высшей школе и науке Андрею Максимову стоит поставить вопрос о выделении отдельного направления подготовки специалистов по БПЛА в самом СПбГУ ГА. Сейчас, по данным на сайте университета, это направление обходит стороной учебную программу студентов.
Кроме этого, петербургские предприятия, на которых собирают и конструируют беспилотники, могли бы сделать с определенной периодичностью дни открытых дверей. Например, чтобы не рисковать раскрытием гостайны, экскурсии можно запустить в компанию «Геоскан» Алексея Семенова. Она, например, поставляет БПЛА в образовательные учреждения, где готовят курсантов, и госкомпаниям, например, «Газпрому». Кажется, что визит на предприятие, может сподвигнуть детей определиться с профессией, а взрослым задуматься о переквалификации.
Похоже, что Смольному в лице главы комитета по печати Владимиру Рябоволу стоит рассмотреть возможность популяризации авиамоделирования через социальную рекламу. Раз в Петербурге проходят соревнования среди юных инженеров, это можно использовать для раскручивания интереса, как это было с киберспортом.