Массовый отъезд россиян за границу, кажется, вдохнет жизнь в параллельный импорт. Пока крупные компании трясутся за сотрудников, которые выстраивают логистику через третьи страны и находят крупных поставщиков, эмиграты получат полный доступ к неподсанкционным рынкам. И могут даже выиграть за счет чужой инфраструктуры и цены.

В Ассоциации интернет-торговли уже высказывают опасения, что мобилизация может затронуть ключевых сотрудников, которые выстраивают новые цепочки поставок в Россию. Пока этих специалистов можно назвать штучными, и как следствие, дорогими. Если рынок труда в этом направлении сожмется еще больше, небольшим компаниям специалисты подобной направленности будут банально не по карману. Кроме этого, повестки получают и водители-дальнобойщики. Затормозить наполнение рынка может и призыв собственника ИП. Ему по закону во время службы запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Новоиспеченные жители СНГ такими проблемами не обременены, но для них все также актуален вопрос заработка за границей, а удаленкой похвастаться могут не все.

Можно предположить, что пока параллельный импорт не может закрыть все потребности россиян. Например, поставщики гаджетов и техники еще летом столкнулись с тем, что завезенные из других стран смартфоны Samsung, не включались. Как следствие, технологичные ритейлеры признавали дефицит на ряд моделей. «М.Видео», «Связной» или IPort не раскрывали объемов ввозимой по параллельному импорту техники. То есть оценить удовлетворяют ли они уровню спроса невозможно. Однако косвенно подсчитать все же можно.

Так, на середину августа, объем параллельного импорта в Россию составил 6,5 млрд долларов (374 млрд рублей по нынешнему курсу). Эти данные приводил глава Минпромторга Денис Мантуров. А выручка только «МВидео» за прошлый год составила 483 млрд рублей, свидетельствуют данные «Сбис». Кажется, что параллельный импорт не поспевает за потребностями.

Однако часть экспертов предполагает, что уехавшие в ближнее зарубежье россияне, способны обеспечить постоянный поток товаров по параллельному импорту, пусть и не в промышленных масштабах. Если речь не идет о о сезонном потребительском спросе, то сбежавшие от мобилизации могут создать в Казахстане, Киргизии и Узбекистане хабы, откуда товары потекут в Россию. В этом могут помочь и маркетплейсы.

«Челночный бизнес вряд ли будет актуален для эмигрантов, это большие расходы на логистику. К тому же сейчас уезжают в основном мужчины, в ближайшее время возвращение они не планируют. Могу предположить, что актуальным для развития параллельного импорта будет механизм маркетплейсов: по странам СНГ они работают почти везде. Выбор в пользу именно этого инструмента продаж будет диктоваться наличием складской и логистической инфраструктуры и легким доступом на площадку – достаточно иметь статус самозанятого, который оформляется дистанционно за несколько минут. Так проще оценивать спрос и оперативно корректировать ассортимент»,
— рассказал Мойке78 экономист Максим Исаков.

Таким образом, по сути, даже не имея собственной инфраструктуры в виде магазинов, команды логистов и дальнобойщиков на аутсорсе, новоиспеченные жители Казахстана, Армении и других безвизовых стран смогут спокойно отстроить бизнес, конкурируя, например, с российскими производителями и крупными ритейлерами, ведь, вероятно, цена у цифровых фарцовщиков будет ниже.