Петербуржцы, подлежащие мобилизации, начали задумываться об усыновлении детей ради отсрочки от призыва. Не все могут похвастаться большими семьями с тремя и более детьми, как того требует закон. А для беременности супруги порой одного желания мало, большую роль играет физиология. Поэтому мужчины призывного возраста начали рассматривать можно сказать вариант благотворительности. Однако за то время, пока семья пополнится новым членом семьи, может пройти много времени. Альтернативный вариант — оформление опеки над близкими несовершеннолетними родственниками.

Юристы, которые специализируются на семейном праве уже начали фиксировать рост как минимум интереса к процедуре усыновления ребенка. Причем, исходят они от семей, где уже есть дети. Главный вопрос, который интересует такие пары — даст ли сам факт запуска процедуры усыновления отсрочку от мобилизации.
“Обращаются две категории людей: те, кто уже познакомился с ребенком и подал документы на усыновление до объявления мобилизации, и те, у кого уже есть двое детей, а для отсрочки по заявлениям Госдумы, нужно трое”,
— рассказывает юрист Олег Красников.

Мойка78 также направила запрос уполномоченному по правам человека в Петербурге Светлане Агапитовой с вопросом, увеличилось ли число запросов на усыновление детей в последний месяц. Пока ответа редакция не получила. Однако если судить открытым источникам, то за 10 месяцев 2022 года новые семьи нашли далеко не все, кто остался без попечения родителей.

“На 01.10.2022 в региональном государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоят на учете 1100 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству на воспитание в семью (на 01.01.2022 – 1115)”,
— говорится на сайте уполномоченной по правам ребенка.

Получается, что за три квартала 2022 года новые семьи удалось найти только 15 детям (то есть в среднем каждые три месяца детдома покидают только пять детей). При этом сразу забрать ребенка не получится, даже при наличии хороших юристов. Поэтому можно предположить, что истории с усыновлениями не будут такими массовыми.

“Граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти специальную подготовку в школе приемных родителей. Положительное заключение выдается при условии соответствия гражданина всем требованиям законодательства, предъявляемым к кандидату в усыновители или опекуны (попечители), независимо от наличия родственной связи с ребенком”,
— говорится в требованиях к усыновителям.

Однако для тех, кто не готов ждать, есть варианты быстрее. Но актуален он только в том случае, если у потенциального мобилизованного есть брат или сестра, которые учатся в школе или колледже на первых курсах.

“На усмотрение военкомата отсрочку может получить родной брат или сестра несовершеннолетнего. Это возможно при наличии обоих родителей, если несовершеннолетний переезжает в другой город к родственнику и оформляется временная опека. Если расстояние между городами, где живут родители, и где учится ребенок, большое, то будущему опекуну достаточно подать соответствующее заявление, пройти проверку жилищных условий и получить акт о назначении опекуна. С пакетом документов о временной опеки можно обращаться в военкомат за отсрочкой. Законом прямо не предусмотрена бронь в таких случаях, но шансы оспорить призыв в суде согласно ст. 18 пункту 3.1 федерального закона о мобилизации выше”,
— считает юрист Олег Красников.

В сети же активисты и неравнодушные к судьбе детей-сирот при обсуждении усыновления в контексте мобилизации сразу начинают указывать на то, что мужчинам стоит рассмотреть другие варианты, если усыновление связано только с мобилизацией, а не искренним желанием помочь. Все таки дети — это не разменная монета, а усыновление — еще более серьезный шаг, чем рождение собственного.