Петербург, как бы удивительно это ни звучало, в Смольном видят международным медицинским кластером. Поправить свое здоровье на берегах Невы предлагают даже иностранцам. Правда, за пределы пиар-компании, работа по переделке культурной столицы в медицинскую, кажется, пока не вышла.

Качать тему медицинского туризма в Петербурге начали еще в пандемию. Тогда предполагалось, что иностранцы смогут приехать за Спутником V. И здесь кажется, все логично: российская вакцина первой прошла испытания, а ее производители вышли на массовые обороты. К началу 2022 года комитет по здравоохранению под руководством Дмитрия Лисовца отчитался о почти 50 тыс. иностранцев в Северной столице, которые получили дозу вакцины на коммерческой основе. Однако не ясно, сколько из них приехали целенаправленно, а сколько – мигранты, которые проживают в Петербурге, но числятся иностранцами из-за отсутствия гражданства РФ. Впрочем, результат, кажется, вдохновил комитет по развитию туризма в лице его главы Сергея Корнеева.

Согласно данным госзакупок, сейчас Смольный активно готовится или уже проводит семинары и роуд-шоу с одной целевой аудиторией – иностранцами, которые желают оздоровиться. Эту тему комитет по развитию туризма прокачивал, например, на съезде экспертов медицинского и оздоровительного туризма стран участниц БРИКС и ШОС.

«Санкт-Петербург обладает серьезным потенциалом в этой сфере. Например, только в Курортном районе нашего города находится более 30 санаториев и других объектов, которые предлагают высококвалифицированные услуги по восстановлению организма. И мы комплексно подошли к продвижению Санкт‑Петербурга на рынок медицинского и оздоровительного туризма: проводим инфотуры и воркшопы для представителей турбизнеса, знакомим с передовыми технологиями и методиками, внедренными в учреждениях Петербурга»,
— говорится на сайте АО «СПб агентства медицинского туризма», созданного Смольным специально для раскручивания темы.

Согласно данным госзакупок, съезд обошелся бюджету Петербурга в 7 млн рублей. Еще 6,9 млн потратили на организацию других воркшопов по теме медицины и туризма. Для сравнения примерно столько же комитет по внешним связям потратил на организацию «Петербургской международной недели балалайки». Однако не ясно, насколько эти мероприятия были эффективным с точки зрения привлечения клиентов. Например, пока соцсети профильного агентства только рассказывают о том, что в больницах Петербурга спасают пациентов из разных городов России, а не иностранцев. Согласно прошлогодней статистике, медицинский туризм в Северную столицу действительно вырос, но преимущественно среди россиян. Также по данным вице-губернатора Олега Эргашева, за два года число именно медицинских туристов-иностранцев в Петербурге составило 350 тыс. человек, 50 тыс. из которых, как мы помним, ставило Спутник V. Простая арифметика показывает, что это всего 2% от общего числа отдыхающих за 2021-2022.

Сейчас же в Смольном уповают на санатории. Но чтобы завлечь в них нужна не масштабная пиар-компания, а прежде всего понятная польза, которую они принесут иностранцам. В целом санатории есть в каждом регионе России. Однако, кажется, что петербургские в список самых известных не входят, ведь у нас нет ни источников лечебной грязи, ни минеральной воды. Мойка78 решила встать на место иностранца, который хочет провести отдых в санатории в России. Спойлер: результат не утешительный, о петербургских здравницах он вряд ли найдет полную информацию.

Так, первыми в поиске выпадают санатории Крыма, Алтая, Краснодарского края и Минеральных вод. Их можно найти в разных сбойках на английском и французском языках о местах для оздоровления в России. Причем подаются программы с точки зрения советского прошлого, мол погрузитесь в атмосферу и заодно немного подлечитесь, именно в такой последовательности. Только на третьей странице в поисковике можно наткнуться на один из сестрорецких санаториев, правда, на Booking. Из-за ухода компании из России забронировать номер в нем будет нельзя.

Если искать не санатории, а в целом программы медицинского туризма в Петербурге тоже ничего дельного не выдается. О возможностях больниц в Северной столице, например, рассказывал итальянский сайт, что видно по кэшу страницы. Сейчас его домен выставлен на продажу.

То есть кажется, что иностранцу, чтобы приехать на лечение в Петербург, нужно напрямую договариваться с больницей, о которой он может ничего не знать. Самостоятельно планировать путешествие и свое пребывание. Не каждый будет этим заниматься в то время, когда лечебный тур в тот же Израиль можно купить за пару кликов.

Мы также наткнулись на англоязычную презентацию «Агентства медицинского туризма» на одной из международных выставок. Там узнаем, что банальные анализы занимают весомую часть «медицинского туризма». А основной пул стран, граждане которых едут лечиться к берегам Невы, удивительным образом совпадает с составом мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии.

Резкое изменение целевой аудитории, которое задумал комитет по развитию туризма, кажется, не очень бьется с вводными данными. Кроме этого, рекламировать услуги по оздоровлению среди бразильцев, например, похоже, означает вступать в конфликт с местными «здравницами». Бразилия сама завлекает к себе туристов дешевыми пластическими хирургами и дантистами. Зачем жителю Южной Америки ехать в суровый климат Петербурга, не совсем ясно. Кажется, что кроме акклиматизации иностранец ничего не получит. В Китае политика «нулевой терпимости» к коронавирусу не позволяет гражданам страны кататься на берега Невы, чтобы подлечить нервы. А из Индии стоит ждать разве что русских экспатов, им реклама не нужна, они целенаправленно едут к докторам, к которым ходили еще во время проживания в России.

Суммарно, комитет под руководством Сергея Корнеева потратил на пиар медицины в Петербурге почти 45 млн рублей только в 2022 году, свидетельствуют данные госзакупок. Однако, после этого, в англоязычном пространстве интернета можно обнаружить пару лишь пресс-релизов и старых страниц санаториев на сервисах бронирований. Ни пакетных туров, которые компании могли бы предложить иностранцам, ни каких-либо сервисов, позволяющих быстро связаться с больницей и договориться о лечении, создано не было. Зато сотрудники комитета провели командировки в Ташкенте, там в отличие от Петербурга, сейчас тепло и солнечно.