Участники форума «Российский промышленник» из числа представителей легкой промышленности обсудили, как обходят логистические ограничения. Одной из лазеек они называют прием платежей у зарубежных покупателей через криптовалюту, но сейчас очередной пакет санкций предписывает блокировать кошельки пользователей, которых можно заподозрить в тесных связях с Россией.

Еще один способ – открытие «дочки» малого бизнеса в Киргизии. Четкой статистики, сколько таких фирм появилось в стране за 2022 год пока нет. Но есть другой фактор, который также может свидетельствовать о росте бизнес-активности в стране со стороны россиян. Так, за первые полгода 2022 национальный банк республики отчитался о росте переводов из России на миллион долларов в месяц. Чистый приток денежных переводов по итогам января — июня в Киргизию составил 1,3 млрд долларов. Для сравнения, по итогам всего прошлого года объем денежных переводов в республику составил около 2-х млрд долларов. При этом численность трудовых мигрантов из этой страны в Россию с 2019 года упала почти вдвое. То есть, можно предположить, что прирост как раз обеспечивают россияне, а не граждане республики, работающие в России.

Схема работы российских производителей, преимущественно легкой промышленности, в таком случае выглядит следующим образом: готовая продукция из России отправляется в Киргизию, а затем уже со склада отправляется заказчикам в Европе. Кажется, что большие поставки таким образом не обеспечить, но мелкий опт – вполне. Особенно учитывая, что Смольный намерен компенсировать до 80% логистических затрат компаний, которые ориентированы на развитие экспорта.

Однако этот тренд требует и развитие складской инфраструктуры в Киргизии. Согласно сайтам по аренде недвижимости в стране, среднего размера склад, совмещенный со швейным цехом, можно снять за 70-80 тыс. рублей в месяц. Однако этот крупный объект интереса у небольшого бизнеса, который получает заказы из-за границы нестабильно, может не вызвать. Альтернатива – инфраструктура, которую могли бы создать маркетплейсы.

Так, собственный распределительный центр в стране есть у Wildberries. Причем открылся он только в начале 2022 года. Но есть нюанс – ориентирован он на торговлю с Россией.

«Wildberries продолжает развивать сотрудничество с бизнесом Киргизии. По итогам 1 квартала 2022 г. число местных предпринимателей, зарегистрированных на нашей онлайн-площадке, выросло в 35 раз год к году до 2 150. Продажи продукции из Киргизии увеличились на 360% год к году. Мы надеемся, что появление нового логистического объекта ускорит дальнейшее развитие сотрудничество между Россией и Киргизией и позволит увеличить скорость доставки заказов для жителей страны»,
— говорилось в заявлении Wildberries по итогам первых месяцев работы в Киргизии.

Однако склад работает только на обработку заказов, сделанных на самой площадке маркетплейса. Для российский предпринимателей, желающих торговать с другими странами, то есть получающих заказы напрямую от клиентов, инфраструктура будет недоступна. Было бы логично, чтобы маркетплейсы, предоставляли услуги по хранению товаров не только в рамках заказов на электронных площадках, но и для сторонних заказов за границу.

Примечательно, что и Ozon начал рассматривать возможности выхода на рынок Киргизии, сообщали представители компании на полях Российско-Кыргызского инвестиционного форума. Хранит молчание разве что «Сбер.Маркет».

В случае, если маркетплейсы расширять свои возможности по взаимодействию со сторонними заказами, выиграют, кажется, все. Предпринимателям не нужно будет ломать голову, как доставить товар сначала в Киргизию, а затем в Европу или Азию, а маркетплейсы начнут быстрее отбивать свои вложения в создание логистической инфраструктуры за рубежом и расширят пул клиентов.