Бизнесмены из Казани могут стать главными бенефициарами бегства западных брендов из России. Предприниматели и госкомпании Татарстана запустили процесс активного поглощения промышленных предприятий. Причем львиная доля покупок приходится на Петербург, где сотрудничество с иностранцами было тесным.

К примеру, казанский автодилер может получить активы петербургского завода грузовиков и автобусов MAN через сложную схему владельцев. Московское ООО «МАН трак энд бас», основным ОКВЭД которого указано «торговля прочими автотранспортными средствами», перешло под контроль ООО «МАН трак Челны», свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Оно, в свою очередь, принадлежит Марине Дубовой и Диане Гарифуллиной.

Со столичным юрлицом связано петербургское — «МАН трак энд бас Продакшн рус». Правда, оно занимается производством авто, а не их продажей. Пока, ЕГРЮЛ указывает, что учредителем производства остаются две немецкие компании: «Ман трак энд бас СЕ» и «Ман фервальтунгс-гезельшафт». Однако не исключено, что и они перейдут в собственность казанских бизнесменов.

Есть у MAN еще одна дочерняя структура, зарегистированная в Шушарах под производство авто. Ее пополам делят «МАН трак энд бас Продакшн РУС» и «Сканиа Питер». В этом юрлице в конце лета сменился генеральный директор. Управленцем стал Станислав Ковалев, который ранее был управляющим по производству. Кстати, «Скания» также пока принадлежит иностранцам – шведскому холдингу Scania.

Вместе с этим казанская «Татнефть» в перспективе может стать главным производителем шин не только в России, но и мире. Нефтяная компания начала согласование по покупке завода Nokian Tyres во Всеволожске. Фактически, правительство Татарстана (именно основной акционер «Татнефти») готовится приобрести три юрлица: ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Нокиан Шина» и ООО «Хакка Инвест».

В 2021 году на всеволожский завод, по данным самой компании, приходилось 80% выпуска шин для легковых автомобилей. Также в этом году «Татнефть» запустила завод в Казахстане, а в 2019 году было создано совместное предприятие с узбекским производителем. Итого, в перспективе ближайших лет «Татнефть» будет суммарно выпускать 23 млн шин в год.

Также в этом году бизнес из Казани отметился покупкой крупного производителя бумаги SvetoCopy в Светогорске. Новый бенефициар – компания «Палп инвест», которая производит туалетную бумагу и салфетки. Ее учредителем, в свою очередь, числится Тимур Габидуллин. Он, согласно данным «Сбис», с 2020 года занимал должность генерального директора «Светогорского ЦКБ».

Похоже, что пока петербургские миллиардеры проигрывают гонку за иностранные активы в домашнем регионе. Фактически, шансов догнать бизнес из Казани у них немного, лакомых предприятий, некогда открытых иностранцами, на берегах Невы остается не так много.