В Петербурге с помпой восприняли новость о начале поставок товаров из Африки. Ожидается, что они станут регулярными. Казалось бы, на фоне ухода западных компаний и трудностей со страхованием флота – новость позитивная. Однако порты на берегах Финского залива вряд ли насытятся африканским виноградом и начнут восстановление после рекордного падения в 2022 году.

Примечательно, что своеобразным амбассадором поставок из ЮАР, которые позиционируются как прорыв и первые за 30 лет, стал почетный консул ЮАР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимир Борисенко. Все логично, фрукты едут из Кейптауна, поэтому и отчитываться о них нужно кому-то близкому этой стране.

Кроме того, у Борисенко могут быть и свои интересы во взаимодействии с Африкой. К примеру, «Сбис» видит, что полный тезка почетного консула владеет компанией «Балтик Шипинг». Согласно ее сайту, она специализируется на фрахтовании и агентировании судов. Также у Борисенко есть еще ряд активов, связанных с морскими перевозками. Суммарно, в 2021 году компании показали выручку на уровне 300 млн рублей. За 2022 год отчетности еще не предоставлено, свидетельствуют данные сервиса БФО. Однако не исключено, что цифры будут скромнее из-за сломанных логистических цепочек и санкций.

Вместе с этим, кажется, что существующего торгового флота России будет недостаточно, чтобы спасти порты Петербурга и полностью заместить иностранных игроков рынка морской логистики. Так, по подсчетам аналитиков АО «ЦНИИМФ», на начало 2022 года российские судовладельцы контролировали 1,5 тыс. судов разного формата. Однако 60% всего флота ходило под иностранными флагами. А за последние 10 лет, компании получили только 257 новых судов. Из хороших новостей – 73% из них построено в России, еще 14% — в Китае.

Также спорной является и сама новизна поставок. На порты Петербурга и так приходилось 80% всего торгового оборота с Африкой. Те же фрукты уже доставлялись к берегам Невы, только с перегрузкой в Роттердаме. К тому же пока результаты не особо впечатляют: всего 5 тыс. тонн планируемой поставки в январе.

Для понимания, перевалка грузов в портах всего Балтийского бассейна составляет 225 млн тонн, на сухие грузы приходится 88,4 млн тонн, такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов по итогам 11 месяцев 2022 года. А общий тоннаж всего российского коммерческого флота составляет 23 млн тонн. Не говоря уже о том, что 5 тыс. тонн авокадо и винограда – это похоже капля в море.

Кажется, что процесс восстановления морской торговли в России шел бы быстрее, если бы логисты и оптовики ориентировались на стратегии развития нефтяных компаний. А заводов, которые способны подготовить профильный флот в одном только Петербурге достаточно.