Частные инвесторы и фонды резко сократили инвестиции в российские стартапы в 2022 году. Подсчитать, сколько всего компаний закрылось без поддержки пока никто не берется, но на ландшафте Петербурга это уже начало сказываться. В это время венчурные фонды с берегов Невы, похоже, предпочитают выделять деньги белорусам.

Для сравнения, если в 2021 на рынке было заключено почти 300 сделок, то в прошлом – только 128, причем большая часть из них приходится на начало года. В денежном эквиваленте это 1,1 млрд долларов, свидетельствуют данные компании Venture Guide. Причем, по петербургским проектам тенденция также ударила.

Так, к примеру, открыто о том, что отток инвестиций сказался на сроках запуска выпуска продуктов заявляли в компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» – она разработала первый в России электрокар-грузовик и намеревалась еще в прошлом году организовать его массовый выпуск. Сроки пришлось сдвинуть как раз из-за ухода инвестора.

«Мы были на пороге подписания соглашения с венчурным фондом VEB Ventures. Но после 24 февраля все изменилось: сам фонд фактически приостановил работу. Найдя инвестора, мы, по сути, тут же его потеряли, и нам пришлось снова проделывать весь этот путь и искать нового потенциального инвестора»,
— заявлял глава компании Илья Рашкин в декабре прошлого года (цитата по ТАСС).

Другой проект, который в Петербурге точно не состоится из-за ухода европейских инвесторов – это «Русско-финский парк живых систем». Планировалось, что он войдет в состав петербургского Технопарка. Но не случилось: финны, которые должны были выделять средства на закупку оборудования и организацию лаборатории, ожидаемо, из проекта вышли. А европейский грант в 2,5 млн евро до получателей в полной мере так и не дошел.

Однако в Петербурге еще остаются ряд крупных инвесторов, готовых заменить европейцев в спонсировании российских технологий. К примеру, фонд «Кировского завода» KirovGroup Ventures участвовал в прошлом году в нескольких питчингах в бизнес-инкубаторе «Ингрия», подведомственном комитету по промышленной политике, инновациям и торговле под руководством Кирилла Соловейчика. В итоге 2023 год открыли с вложений в стартап AirCloud, который разрабатывает облачные сервисы. Однако Мойка78 установила, что сама компания родом из Минска и в целом давно знакома управленцам петербургского предприятия. К примеру, в 2019 году стартап вошел в собственную программу акселерации промышленников.

Судьба других компаний, вошедших в акселератор «Кировского завода» довольно туманна – проект Air&Soil по разработке специальных дронов для борьбы с сорняками не упоминался в публичных источниках как раз с 2019 года. А сайт проекта Human+, который должен был продвигать инновационные системы контроля за сотрудниками (правильно ли они распределяют нагрузку и соблюдают технику безопасности), ведет сейчас на лендинг для оформления карт «Мир».

В развитие медицинских стартапов в Петербурге активно вкладывается инвестиционный фонд «Евровенчур» Андрея Березина. К примеру, в прошлом году он поддержал проект специального аппарата для лечения онкологии и заинтересовался нейро-роботом, который должен помогать людям пройти реабилитацию после инсульта. Часть проектов, поддержанных Березиным ранее уже дошла до стадии испытаний.

Впрочем, Смольный и сам мог бы начать присматриваться к перспективным проектам. Однако пока больше всего поддержки получают те предприятия, которые успели попасть в реестр системообразующих. А стартаперы могут претендовать на льготные кредиты, как и другие представители малого бизнеса.