Комитету по образованию под руководством Наталии Путиловской, кажется, стоит задуматься о большем внимании к колледжам. Опросы показывают, что девятиклассники готовы рассматривать техникумы в качестве альтернативы вузам, причем и по высокотехнологичным специальностям. Однако в Петербурге даже технические колледжи продолжают готовить специалистов по туризму и предлагать крайне ограниченный бюджет технарям.

Исследование НИУ ВШЭ показывает, что все больше девятиклассников идут отнюдь не в 10 класс, а в колледжи. В качестве мотивации такого решения многие называют более быстрый доступ на рынок труда. При этом, техникумы не обязательно будут единственной образовательной ступенью для абитуриентов после школы. Студенты из семей среднего класса с нормальной успеваемостью затем все же планируют поступление в вуз.

«В случае «мягких» и цифровых профессий колледж начинает выступать непосредственной альтернативой вузу, каналом более быстрого и менее затратного овладения монетизируемыми профессиональными навыками»,
— говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

Впрочем, в это время ряд средних профессиональных образовательных учреждений Петербурга не спешат следовать тренду. Они принимают часто на слесарей, электромехаников и подобные профессии, вместо айтишников. Есть нюансы и с бесплатным образованием.

Большим количеством бюджетных мест подобные учреждения похвастаться не могут. К примеру, техникум «Приморский» на 2022-2023 год выделял максимум 50 бесплатных мест, причем на довольно узкоспециализированную отрасль – слесарей по ремонту авиатехники. Это, безусловно, может быть востребовано в нынешних условиях. Однако в 2022 году ряд СМИ писал, что техники крупных отечественных перевозчиков опасаются сокращений. Просьбу разобраться в ситуации они даже отправляли президенту Владимиру Путину. По 25 мест в образовательном учреждении были выделены под «мастеров обработки цифровой информации» и автомехаников.

Аналогичная ситуация с Невским колледжем. Там бесплатно обучать готовы только по 25 человек сантехников, монтажеров систем газоснабжения и сварщиков. Айтишников хотя бы уровня junior (стартовая позиция при трудоустройстве без опыта) там вести, похоже, не готовы.

Довольно ограниченное количество специальностей, которые нужны промышленности, предлагает Санкт-Петербургский технический колледж. Там готовят операторов станков с ЧПУ и технологов машиностроения. Однако в число востребованных специальностей затесался, к примеру, туризм.

В колледже при петербургском Политехе часть специальностей, на которые готовы обучать абитуриентов не может не играть на пользу импортозамещению. В частности, там готовят специалистов по компьютерным технологиям и программированию. Однако эти направления соседствуют с тем же туризмом и гостиничным делом.

Относительно прогрессивным кажется Малоохтинский колледж. Согласно его сайту, поступить абитуриенты могут на робототехнику, обслуживание роботизированных производств и техников радиоэлектроники. Но и там бесплатно обучать готовы по 25 человек.

Примечательно и то, что факультет среднеспециального образования ИТМО (сам вуз, напомним, входит в число лучших в мире по подготовке IT-специалистов), похоже, прекратил работу. Соцсети факультета не обновлялись с 2020 года, а на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования можно обнаружить уведомление об отказе в аккредитации по направлению «Информатика и вычислительная техника». В самом ИТМО подтвердили, что факультет закрыт и набора на него нет.

Кажется, что в Петербурге назрела серьезная потребность в развитии среднеспециальных учебных заведений. К тому же они способны подготовить персонал для промышленников и IT-компаний быстрее вузов. Так, средний срок обучения в техникумах заявлен в рамках 3-х лет, против минимум 4-х в высшей школе. При этом, нужно учитывать, что де факто экономия времени еще больше. Те, кто идет в колледж после 9-го класса, получают диплом в то же время, когда оставшиеся до 11-го заканчивают первый курс.