В Петербурге, кажется, напрашивается возрождение профильных бизнес-клубов, которые объединили бы ключевых игроков разных отраслей. В нулевые подобный подход применяли многие, но с развитием соцсетей и успешных бизнес-блогеров практика, кажется, приобрела налет легкомысленности. Хотя именно конструктивный диалог тех же промышленников прежде всего между собой мог бы внести коррективы в разрабатываемые Смольным меры поддержки и подсветить общие проблемы.
Сейчас же бизнес-клубы, по крайней мере в Петербурге, кажется, представляют из себя странный симбиоз небольших предпринимателей и блогеров. К примеру, на сайте одной подобной организации удалось обнаружить в качестве резидента «нумеролога бизнесменов». Другие организации в свою программу включают разве что совместные завтраки с обсуждением идей или поездки за город для нетворкинга. Некоторые выставляют заоблачные ценники за членство. При этом объединений именно по сфере деятельности практически нет. В большинстве своем бизнес-клубы представляют из себя сборную солянку предпринимателей, работающих в абсолютно непересекающихся сферах.
Однако сами по себе объединения на основе одного вида деятельности, кажется, могут быть актуальными и полезными. К примеру, собственников крупных заводов в настоящий момент может представлять «Союз промышленников и предпринимателей» под руководством Анатолия Турчака. Но эта организация официальная, у нее, к слову, есть собственный план работы на год вперед. А мелкие нюансы и проблемы, кажется, проще обсуждать в более неформальной обстановке. Получается инициировать общие собрания бизнесмены могли бы не «сверху», а «снизу».
В этом случае Смольный в лице, к примеру, вице-губернатора Валерия Москаленко будет понимать, какие субсидии и инструменты поддержки действительно работают, а от каких можно отказаться. Вместе с этим пищу для размышлений, куда двигаться в рамках диалога с бизнесом получит и глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.