В Петербурге, кажется, не слишком рьяно исполняют новый закон о защите русского языка, принятый Госдумой в конце 2022 года. В Северной столице продолжают работать, например, омбудсмены (слово, кстати, шведского происхождения). Хотя в словаре достаточно исконно русских альтернатив.

К примеру, начать защиту русского языка можно с поста уполномоченного по правам предпринимателей. В настоящий момент эту должность в Петербурге занимает Александр Абросимов. Мойка78 изучила сайт защитника локального бизнеса – в большинстве сообщений пресс-служба Амбросимова как раз использует, кажется, чуждое российской общественности понятие -омбудсмен.

Кстати, тот факт, что россияне могут не до конца понимать назначение институтов омбудсменов, подтверждает и опрос Фонда общественного мнения. В 2012 году социологи как раз проводили опрос, в котором просили респондентов дать трактовку этому понятию. Только 10% опрошенных вообще попытались объяснить свое понимание этой должности, и только половина из них ответила правильно. На лицо запрос на более понятные и традиционное наименование.

Заменить его можно было бы более понятным словом староста. Согласно словарю Крылова, оно как раз происходит от древне-русского понятия старейшина или старшина. Кажется, что подобное определение вписывается в то, чем должен заниматься региональных бизнес-омбудсмен-староста – защищать интересы своих подопечных предпринимателей в различных органах.

Вместе с этим, момент для переименования, похоже, подходящий. В 2024 году у Абросимова заканчиваются полномочия. Согласно информации на сайте Смольного, назначается бизнес-староста Петербурга на пять лет, а текущего правозащитника как раз утвердили на должность в 2019 году. Не исключено, что утверждать нового правозащитника будет уже новый губернатор. То есть, как раз будет повод ввести в словарный оборот более понятное название.

Кажется, что, если переименовать неофициальное название должности Абросимова в момент утверждения нового бизнес-представителя, доверие к персоне старосты будет на понятийном уровне больше. Ведь, кажется, у большинства бизнесменов были старосты и в школе, и в университете, поэтому круг их обязанностей более прозрачен. Пока же, по данным самого уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге, в 2021 число обращений в адрес Абросимова составило 760. Для сравнения, только субъектов малого и среднего предпринимательства в Петербурге, по данным ФНС, зарегистрировано больше 6 тыс.

Более того, в картотеке Смольнинского районного суда Петербурга можно обнаружить коллективный иск петербургских предпринимателей «об оспаривании решений, действий (бездействия)». Административным ответчиком по этому делу Амбросимов выступает единолично. Это кажется, бизнес-омбудсмену-старосте доверия среди предпринимательского сообщества не добавляет.