В конце марта в Петербурге начнется досрочная сдача ЕГЭ, а значит комитету по образованию в лице Наталии Путиловской, вице-губернатору Ирине Потехиной и главе комитета по науке и вышей школе Андрею Максимову, кажется, пора активизировать свои усилия по привлечению 11-классников на перспективные технологические специальности. Для этого, похоже, стоит работать не только со школьниками напрямую, но и с их родителями и авторитетными педагогами.

Кажется, что в ход можно пустить все доступные средства от социальной рекламы инженерных специальностей до классных часов с родителями и учениками. В ходе этих мероприятий, Потехина могла бы обрисовать выпускникам перспективы: инженеры – продолжат быть востребованы, гуманитариев, похоже, заменит СhatGPT, который составляет тексты в разы быстрее самого опытного и высокооплачиваемого копирайтера. Также можно было познакомить школьников с атласом перспективных профессий, в нем уже нет классических специальностей, но зато, к примеру, имеются проектировщики нано-технологических материалов, биофармакологи или разработчики интеллектуальных энергоносителей. Для гуманитариев список перспективных специальностей — минимальный.

Вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина. Фото: пресс-служба администрации Петербурга

Кроме этого, в ход можно пустить и вполне тривиальные аргументы. К примеру, молодых людей можно ориентировать на список приоритетных профессий, подготовленный Минпромторгом под руководством Дениса Мантурова, по которому Минобороны будет давать отсрочки от армии. Впрочем, пока он не опубликован.

При этом кажется, что школьников и их родителей, могли бы сориентировать в самых стабильных специальностях в случае резкого технологического рывка могли бы статусные ученые или лидеры общественного мнения из академической среды. В отличии от многочисленных инфоцыган, как раз они могли бы четко обозначить потребности экономики и пояснить, что на блоге в TikTok в долгосрочной перспективе не проживет ни сам блогер, ни ВВП страны.

Председатель комитета по науке и высшей школы Петербурга Андрей Максимов. Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Впрочем, профессиональные хэдхантеры указывают, что буквально воспринимать списки специальностей, которые будут востребованы через 10 лет не стоит – слишком уж большие скорости набирает технологический прогресс. Однако информационная работа все же нужна.

«Я бы не воспринимала прогнозы как истину в последней инстанции. Школьники в любом случае не найдут в университетской программе обозначенные в прогнозах специальности. Но опираться на атласы профессий будущего можно и нужно, но более в широком смысле. Нужно мягко объяснять детям, что сфера обслуживания уходит в сторону машин, низкоквалифицированных специалистов в течение жизни школьников уже могут заменить роботы. В качестве психологической адаптации можно предложить ребенку самому пофантазировать о мире будущего через 20 лет, по моему опыту большинство описывает сцены из кибер-панка. После этого стоит предложить школьнику составить список профессий, которыми он мог бы заниматься в этом мире, и после этого ориентировать его по университетским программам»,
— считает HR-специалист Дарья Абрамова.

Ректор Горного института Владимир Литвиненко. Фото: Baltphoto/ Юрий Копьев

Кажется, что при таком подходе активизировать свою работу по взаимодействую со школьными учителями, которые также способны повлиять на выбор специальности своими подопечными, мог бы совет ректоров Петербурга, в который входит главы Горного института Владимир Литвиненко, Политеха Андрей Рудской, а также ректор «ЛЭТИ» Виктор Шелудько. Причем, в этом направлении, работа, похоже как раз ведется. Так, согласно сообщениям союза промышленников и предпринимателей Петербурга в январе совет ректоров собирался с представителями крупных промышленных групп, чтобы те могли четко обозначить свои потребности в специалистах.

Ректор Политехнического университета Андрей Руцкой. Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Ректор ЛЭТИ Виктор Шелудько. Фото: сайт ЛЭТИ, etu.ru

«Необходимо увеличение бюджетных мест по техническим специальностям. Нужны новые технологии, которые позволят увеличить производительность труда в разы, сократив потребность в необходимости привлечения рабочих кадров»,
— говорится в сообщении по итогам встречи.

То есть, даже если не углубляться в прогнозы аналитиков рынка труда, Путиловская могла бы проводить городской педсовет чаще, чем один раз в год, чтобы последовательно доносить позицию о приоритете технарей над гуманитариями в вопросах востребованности профессий. А также направлять школьных учителей на разные пути по профориентации будущих выпускников.

Также сформировать единый план действий петербургские педагоги могли бы на профильном форуме, который начнется 27 марта. Мойка78 в программе форума, действительно обнаружила блок по образовательным стратегиям будущих выпускников и программам ранней профориентации. Однако важно, чтобы работать c выпускниками преподаватели после форума начали оперативно.