В России продолжается бум на онлайн-шоппинг. Популярны и маркетплейсы, и классифайды, где предложения от магазинов соседствуют с объявлениями от частных продавцов. По данным исследования Авито и агентства Data Insight, в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. Темпы роста количества заказов +65%. 2022 год вошел в тройку лучших годов российского рынка eCommerce по динамике числа заказов. Объем рынка в рублях вырос на 38%. Чтобы сделки в интернете всегда проходили гладко, пользователям стоит знать нюансы финансовой безопасности.

Двухфакторная аутентификация

Крупные площадки заинтересованы в максимальной безопасности всех сторон сделки. Чтобы быть уверенным в том, что к аккаунту с хорошими отзывами и большой историей продаж точно не получит доступ злоумышленник, стоит подключить функцию двухфакторной аутентификации. Она не усложняет вход на площадку, но помогает дополнительно защитить данные клиентов.

«Моему аккаунту уже 10 лет, иногда продаю через него дорогие вещи, технику. Это привлекает внимание, поэтому хочется исключить любые возможности вмешательства в сделки. Двухфакторный вход пока не подводил»,
— рассказывает пользователь площадок с частными объявлениями.

Также эксперты рекомендуют придумывать сложные пароли и не использовать одни и те же комбинации на разных площадках. Кроме этого, нужно учитывать, что сотрудники службы поддержки не будут самостоятельно связываться с вами в соцсетях или по телефону и запрашивать конфиденциальную информацию — общение всегда должно проходить в официальном канале платформы.

Искусственный интеллект защитит клиентов

У потенциальных покупателей не всегда есть возможность проверить подлинность объявления. Если речь идет не о мелочах, а о крупных тратах, хочется быть уверенным, что продавец не только реален, но и честен с клиентами. Эту работу на крупных площадках выполняет искусственный интеллект.ъ

К примеру, по данным платформы Авито, в день система модерирует около 5 млн объявлений. В считанные секунды алгоритмы оценивают заголовок, содержание объявления и фотографии – в общем, все важные для успешной сделки параметры. Если в объявлении найдутся нарушения, его отправят на доработку автору.

Также с помощью нейросетей и обученных сотрудников крупные платформы для В2С и С2С продаж отсеивают объявления, содержащие недостоверную информацию или запрещенные законодательством товары. Кроме этого, не стоит забывать о тайных покупателях – они проверят подлинность объявлений по продаже квартир и автомобилей. Так покупатели могут быть спокойны, что не получат «кота в мешке».

«Безопасные сделки»

Читатели Мойки78 указывают, что все чаще используют механизмы безопасных сделок в случае покупки товаров у частных продавцов через онлайн-сервисы. Особенно это актуально для товаров, которые находятся в другом городе. Механизм позволяет замораживать нужные суммы на счетах покупателей, а продавец получит деньги только после того, как товар попадет в руки нового владельца и устроит его по качеству.

«Я обожаю винтажные вещи, поэтому часто ищу интересные предметы на сайтах объявлений. Иногда это безделушки или книги, которые стоят недорого, но при больших покупках хочется быть уверенной в том, что покупка действительно доедет. Поэтому, если продавец отказывается от безопасной сделки с доставкой, я на 100% откажусь от покупки. Также я обращаю внимание на рейтинг продавцов и отзывы предыдущих покупателей»,
— рассказывает веб-дизайнер.

Также при выборе добросовестного продавца стоит обратить внимание на его профиль. К примеру, Авито в прошлом году внедрили функцию подтверждения аккаунта через Госуслуги. После подтверждения подлинности профиля на онлайн-платформе автоматически появляется бейджик, который свидетельствует о том, что продавец – реально существующий человек. Подтвердить подлинность аккаунта можно также по документам, Tinkoff ID или реквизитам компании. Кроме этого, повышается и доверие пользователей – раз продавец готов делиться полными данными о себе с площадкой, то и от клиентов у него скорее всего не будет секретов.

Репутация решает

Стоит отметить, что покупатели стали чаще обращать внимание на репутацию продавца. Согласно исследованию агентства Influenster, 77% потенциальных покупателей учитывают отзывы предыдущих клиентов при принятии решений о совершении покупки. При этом в сегменте покупки дорогих товаров: бытовой техники, одежды или косметики опыт других пользователей играет решающую роль.

Крупнейшие площадки с объявлениями предоставляют возможность оставлять отзывы о продавце не только реальным покупателям, но и потенциальным. Последние могут описать, почему сорвалась сделка и соответствует ли качество товара заявленному в объявлении. А это, в свою очередь, может обезопасить других, поможет им сделать правильный выбор. Продавцы в этом случае также защищены от ложных претензий. К примеру, если у системы модерации площадки возникнут сомнения в справедливости изложенного покупателем, отзыв отправится экспертам для дополнительной проверки.

Защита от спама

Активные продавцы товаров могут получать десятки звонков в день от потенциальных покупателей. Казалось бы, их номер в публичном пространстве может быть уязвим. Но крупнейшие площадки вместо реального номера продавца предоставляют подменный с подключенной переадресацией. Так клиент не почувствует неудобства, а продавец будет защищен от спамеров. Кроме этого, пользователи могут вовсе отключить возможность общения по номеру телефона. Главное – не указывать его ни в описании товара, ни в комментариях.

Часть классифайдов также дают возможность осуществлять звонки пользователям внутри приложений. В отличие от обычных вызовов по мобильному, пользователи будут видеть только публичную информацию продавца на платформе: имя и рейтинг, а для продавцов отразится информация, по какому именно объявлению звонит клиент. А если пользователь не сможет ответить на звонок, он сохранится внутри чата Авито, там связь между продавцом и покупателем не потеряется.