Открытие магазинов холдинга Inditex под новыми брендами станет настоящим испытанием и показателем эффективности политики поддержки петербургских дизайнеров. Потенциальные очереди на открытие того же преемника Zara – магазина MAAG могут нивелировать импортозамещение в сегменте массовых товаров.

У Смольного был год, чтобы выстроить кампанию по поддержке петербургских дизайнеров таким образом, чтобы потребители вовсе забыли о испанских магазинах. В частности, придуман был проект «Петербургский дизайн», который предоставлял места в торговых центрах для представителей легкой промышленности. Однако очередей за локальной одеждой, кажется, не было – дизайнеров отправляли в районные ТЦ, где основу трафика составляют клиенты либо масс-маркета, либо вовсе продовольственных магазинов. А у петербургских дизайнеров стоимость вещей тяготеет к среднему и среднему плюс сегменту. То есть, можно предположить, что конкурировать по цене с MAAG они банально не смогут. Причем, интересно, что согласно карте на сайте магазинов располагаться они будут в том числе в ТЦ «Лето», там же стоит корнер локальных марок одежды.

Кажется, что логичной мерой поддержки со стороны Смольного было бы сразу обрисовать новым собственникам активов Zara тренды на импортозамещение и ввести для вновь открывающихся магазинов специальные квоты по размещению рейлов петербургских дизайнеров. Однако публичной информации, что это было сделано – нет. Практика квот уже реализована на рынках в отношении продукции локальных фермеров и пенсионеров. Поэтому в случае сопротивления со стороны самих магазинов, переговоры можно было бы вести с собственниками помещений.

Пока не ясно, насколько идентичными коллекциям Zara будут вещи в MAAG. Однако, как установила Мойка78, байеры нового бренда ранее работали в структурах Inditex в прямом смысле десятилетия, поэтому можно предположить, что общая аура магазинов будет идентичной тем, что покинули российский рынок в 2022 году. А это способно привлечь тех, кто преимущественно одевался в Inditex, несмотря на смену вывесок. Не исключено, что картина в момент открытия магазина на Невском проспекте повторит момент снятия коронавирусных ограничений – тогда к Zara несколько дней подряд выстраивались очереди.

При этом весомая часть поддержки локальных дизайнеров Смольным пролегала в плоскости поставок продукции на экспорт. Кажется, это станет главной ошибкой чиновников в контексте конкуренции с MAAG. Не успев приучить местного потребителя к российский одежде, ее активно продвигали на рынках других стран. Вероятно, расчет был на то, что выбора у модников на фоне закрытых иностранных магазинов не будет, и рано или поздно спрос будет благосклонен локальным производителям. Однако практика передачи активов польской группы LPP SA (владел брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay) могла бы намекнуть главе комитета по промышленной политики, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику о том, что Zara также как и конкуренты не уйдет, просто бросив российские активы на произвол судьбы.

Пока до восстановления своеобразного статус-кво, действовавшего на модном рынке до санкционного давления, осталось определиться с активами шведского бренда H&M. Кажется, что хоть немного состоятельной конкуренции с иностранцами, купить активы масс-маркета должны россияне. Однако пока в ЕГРЮЛ никаких изменений в этом направлении не замечено.

Впрочем, за развитие проекта «Петербургский дизайн» чиновникам Смольного могут быть благодарны крупные международные бренды одежды. В России уже были случаи, когда именитые марки использовали идеи локальных кутюрье. К примеру, в 2017 году с Burberry судился дизайнер Кирилл Минцев. В этом случае было бы логичным, чтобы Смольный обеспечивал подопечных своих проектов патентной защитой и предоставлял профильных юристов, на случай возможных споров.