Ярчайшие моменты Петербургской недели моды, будущее модной индустрии, цифровые технологии в сфере fashion и виртуальные показы – обо всем этом нам рассказал молодой петербургский дизайнер Альберт Мкртчян, отметив в конце беседы, что технический прогресс не поменял главный постулат модной сферы — высшим мастерством остается индивидуальный ручной пошив.

— Вы занимаетесь дизайном одежды. Недавно побывали на «Петербургской неделе моды». Каковы впечатления?

— Ошеломительные. Высочайший уровень организации. К сожалению, попал не на все показы. Но из увиденного особое впечатление произвела коллекция Fabriс Fancy. Удивительные масштабные декорации, огромные цветы, трендовая цветовая подборка, — чем-то это все мне напомнило сновидение в стилистике фильма Аватар. И еще одно незабываемое впечатление – коллекция Savalme by Albina Sallum. Тоже изумительные декорации, в которых идеально подобранные модели демонстрировали люксовые купальники. Авторам показа удалось перенести всех нас на пляж, под пальмы. Кроме того, присутствовали этнические мотивы, мне лично это близко. Потому что в своё время я создал свою первую коллекцию с этническими мотивами, параллельно выступая в Театре Эстрады.

Показ бренда Savalme by Albina Sallum Saint-Petersburg Fashion Week 14.04 SVH Media /Fashion Week. Фото предоставлено Альбертом Мкртчяном

— Так вы ещё и артист?

— Всё верно! После школы я сразу поступил к Юрию Николаевичу Гальцеву, заслуженному артисту России. Во время обучения в Театральной Академии формировался мой стиль и насмотренность. Я учился в потрясающей культурной атмосфере искусства – это был своего рода Хогвартс для меня. Но я всегда мечтал ещё и о художественном образовании, так как не смотря на мою экспрессию, которую я выдаю на сцене по своей натуре я художник. Так что параллельно с работой в театре я приступил к учебе в художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. по специальности дизайнер костюма. Кстати, одна из моих ролей в театре, угадайте, не поверите! Я играю модельера. Такие вот бывают переплетения в профессиях. Однако, когда я готовил дипломную работу – свою первую капсульную коллекцию – я стремился решать насущные проблемы индустрии и освоить новые принципы дизайна через компьютерные программы. Также мне хотелось соединить прошлое и будущее в своей первой коллекции, потому что новое всегда рождается на стыке. Получилась арт-коллекция по древнеиндийским, даже по ведическим мотивам, с применением компьютерных технологий, которая неожиданно для меня даже заняла призовое место в нашем петербургском фестивале ЭтноМода.

При этом получилась современная виртуальная коллекция. Ведь мода идет в «цифру». Я увидел этот тренд ещё в 2016 году, когда начинал писать диплом на эту тему. Идея была проста: за счёт технологий и специальных компьютерных программ по дизайну и визуализации уменьшить издержки ещё до этапа производства. По цифровому подиуму на экране у меня ходили 3Д-модели, были светящиеся голографические элементы, люминесцентные принты, а потом вышли реальные модели в тех же образах. Это было за четыре года до того, как Московская неделя моды взяла вектор на цифровые показы.

Альберт Мкртчян на Saint Petersburg Fashion Week Fashion Week / SVH Media. Фото предоставлено Альбертом Мкртчяном

— Ощущение, что целью дипломной работы было удивить комиссию?

— Надо удивлять всегда! Этому принципу я научился в театральной академии! И да, удивить комиссию мне удалось! Было особенно приятно, что выдающийся дизайнер Янис Чамалиди оценил мои наработки в сфере дизайна. Он как выпускник Мухинской Академии входил в жюри дипломного показа. Оценка такого выдающегося деятеля индустрии для меня очень была тогда важна. Ещё было приятно, когда комиссия оценила мои старания и сказала, что я тот модельер, который расширил границы в дизайне. Для меня как для актера — это было вдвойне приятно (смеётся).

Показ коллекции Альберта Мкртчяна 2018 год на Fashion Futurum коллекция V I M A N A Fashion Futurum правообладатель. Фото предоставлено Альбертом Мкртчяном

— Петербуржцы модно одеваются сегодня?

— Я думаю, что и мэтры не стали бы спорить – Петербург сегодня стремится стать мировой столицей моды. Он уже стоит практически в одной линейке с Парижем и Миланом. Я скажу больше: я наблюдаю тенденцию по всей России, что люди стремятся к красоте. Стремятся к стилю, подчёркивая свою индивидуальность! И это радует!

— Вернемся к цифровизации, считаете, что она в сфере моды неизбежна?

— Да. Виртуальные показы это уже норма. Кроме того, большое значение правительства многих стран придают развитию экологичной моды, так как известно, к сожалению, что индустрия моды загрязняет окружающую среду. А технологии помогут сократить издержки. К примеру, есть вероятность что в ближайшем будущем появиться возможность примерять одежду виртуально в приложении, а затем распечатывать костюм на 3Д-принтере, а после ношения этот материал можно использовать снова для печати, таким образом не производя «лишнюю» одежду, которую необходимо утилизировать.

Виртуальная коллекция Альберта Мкртчяна Правообладатель Альберт Мкртчян. Фото предоставлено Альбертом Мкртчяном

— Нейросети и технологии скоро заместят «ручные» профессии в сфере пошива одежды?

— Нет, что Вы! Крупные известные бренды отшивают все вручную. Серийные футболочки, маечки – это одно, а вот сложные изделия – только вручную. Ничего здесь пока автоматизировать не получается. Швеи, конструкторы одежды – эти профессии с нами надолго. Да, будут развиваться и нейротехнологии в моде, но пока этот процесс идет параллельно с традиционным пошивом. И сегодня кто-то работает с компьютерной программой, а кто-то с мелом и булавками – и в обоих случаях из-под руки мастера может выйти шедевр. Моя мечта, кстати, открыть ателье пошива функциональных мужских костюмов на заказ, объединив консервативные методы пошива с передовыми. Отшив костюмов на заказ, по-прежнему остаётся высшим сегментом модной индустрии.