В российской IT-среде, похоже, начало формироваться три точки притяжения эко-систем. Неприкаянными остаются только ряд маркетплейсов, которые сохраняют свою независимость от крупных окологосударственных холдингов. Однако они же, все чаще попадают в новости на фоне скандалов с поставщиками и сотрудниками.

Тренд на формирование трех гигантов, которые замыкают на себе основную аудиторию сервисов, облегчающих жизнь, стал заметен на фоне предстоящих сделок по разделению бизнеса «Яндекса». Согласно предварительным данным, IT-компания разделится на российский и зарубежный бизнес, причем, именно в России будут развиваться основные пользовательские сервисы, тогда как нидерландский Yandex N.V сосредоточится скорее на развитии технологий: беспилотных авто, облачных сервисов и систем управления данными.

Причем, в итоге, по этой схеме разделения бизнеса получается, что новые инвесторы, (а на участие в российском «Яндексе» кто только не претендует, включая ВТБ под руководством Андрея Костина, акционеров Лукойла Вагита Алекперова и Леонида Федуна, а также миллиардера Романа Абрамовича) получат не только готовые технологичные продукты, но и весомую аудиторию по данным Mediascope речь идет о среднесуточным охвате в 63 млн человек – то есть практически половине всего населения России.

Похожие цифры Mediascope дает и в отношении «Авито» — в начале 2023 года сервисами классифайда пользовались около 60 млн человек. Еще одним претендентом на место на пьедестале эко-систем становится Вконтакте. Согласно собственному отчету компании, в первом квартале 2023 года средняя дневная аудитория всех сервисов группы составила 76 млн человек.

В этом случае, интересно, какое место в структуре российских электронных продуктов займут маркетплейсы. Часть из них пока остается независимыми, но уже обрастает большим количеством скандалов. А бизнес-сообщество, кажется, давно выучило формулу – где конфликты, там вероятность получения предложения от инвесторов о покупке актива резко растет.

К примеру, по данным сообщества «Вайлдберриз. Правда сотрудников», члены независимого профсоюза маркетплейса еще в конце марта собирали жалобы от уволенных сотрудников для подачи в Генеральную прокуратуру под руководством Игоря Краснова. Сейчас же к «флешмобу» присоединилась Общественная наблюдательная комиссия Москвы. По данным ТАСС, организация намерена подать жалобы в Генпрокуратуру и Следственный комитет из-за списаний у поставщиков маркетплейса около 2 млрд рублей.

При этом, важно отметить, что сам маркетплейс по числу посещений обгоняет всех остальных игроков рынка. По данным SimilarWeb, число визитов на площадку только в апреле составило около 336 млн. Добавить к этому, что от подобных площадок зависят миллионы представителей малого бизнеса, получается, что недовольство работой площадки может потенциально вылиться в социальную напряженность. А с учетом консолидации рынка эко-систем, можно предположить, что недовольные как раз будут искать защиты не только у правоохранительных органов, но и своеобразных белых рыцарей в лице крупных инвесторов, курирующих работы других пользовательских сервисов.

Причем, актив довольно привлекательный. По данным БФО, ООО «Вайлдберриз» за 2022 год отчиталось о чистой прибыли в 10 млрд рублей. Таким роскошными финансовым состояниям не могут похвастаться некоторые крупные предприятия, которые производят продукцию, а не только выступают посредниками для ее продажи.