Петербург — город-герой и город воинской славы, который заслужил гордое звание «Столица кораблей». В 1704 году Петр I положил начало созданию здесь мощного русского флота, который смог конкурировать с флотами ведущих мировых держав.

Здесь были заложены легендарные Адмиралтейские верфи, с которых только при Петре сошло 23 корабля и две сотни галер. Петербург — место, где базируется Балтийский флот. У нас ежегодно проводится военно-морской парад и Международный военно-морской салон в Кронштадте. 

При этом кораблей-музеев, которые могли поддерживать реноме Петербурга, как флотского города, непростительно мало — крейсер «Аврора», восстановленный корабль петровского времени с парусами «Полтава».

Какие исторические корабли сегодня можно посмотреть в Петербурге

В 1712 году в Петербурге спустили на воду первый линкор Балтийского флота IV класса — 54-пушечную «Полтаву», которую сегодня в реконструированном виде можно посетить и увидеть своими глазами в поселке Лахта.

Есть в Петербурге и еще один исторический корабль — знаменитый крейсер «Аврора», спущенный на воду в 1900-м году. Экскурсанты могут обследовать его от верхней палубы до машинного отделения.

Крейсер «Аврора». Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Наконец, есть еще полноразмерный макет первой советской атомной подводной лодки, которую можно увидеть в музейно-историческом парке «Остров фортов» (экскурсии внутрь лодки откроются в декабре).

И все же, этого очень мало. С учетом того, что Санкт-Петербург был колыбелью русского флота, кажется несправедливым, что сегодня здесь можно увидеть всего три исторических корабля. Это тем более важно, поскольку в Северной столице проводится Международный военно-морской салон и парад ко Дню Военно-морского флота. И здесь же находится главное командование Военно-морского флота.

Корабль «Полтава». Фото: Мойка78/Николай Овсянников

Мойка78 вспоминает еще 5 знаменитых русских военных кораблей, которые можно восстановить из небытия и превратить в музеи, способные украсить город.

Линейный корабль «Ингерманланд»

Был построен в 1712 году и впервые оснащен 64-мя пушками вместо 60, которые обычно устанавливали на подобных линейных кораблях. В проектировании принимал участие лично Петр I, усовершенствовав киль, добавив третий ряд прямых парусов и другие конструкторские новинки.

Название кораблю дали в честь отвоёванной у Швеции Ингерманландии, где и был построен Санкт-Петербург. Корабль очень любил сам император, но после смерти Петра в 1725 году в море он не выходил и постепенно вышел из строя. Но конструкция, проработанная на «Ингерманланде», повторялась в русском флоте еще многократно до конца XVIII века.

Линейный корабль «Святой Павел»

Почти век спустя после «Ингерманланда» был заложен линейный корабль «Святой Павел», на борту которого уже было 84 пушки. Именно на нём знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков держал свой флаг в период штурма крепости Корфу в 1799 году. После капитуляции французской крепости корабль вернулся в Севастополь, где находился с 1795 года.

Линейный корабль «Азов»

Корабль построили в Архангельске, а славный путь его закончился в Северной столице. Кормовой адмиральский Георгиевский флаг, который Николай I пожаловал ему за героическое участие в борьбе с турецкими завоевателями в Средиземном море, сегодня хранится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

Что касается проекта корабля, который создал Василий Ершов, то он оказался настолько хорош, что по нему было построено еще 15 судов.

Крейсер «Варяг»

Получивший множество технических новшеств, «Варяг» был построен в Филадельфии, а в 1901 году на нем был поднят Андреевский флаг. Службу корабль нес в Порт-Артуре вместе с канонерской лодкой «Кореец». В 1904 году принял участие в сражении с японцами, которые блокировали порт своими кораблями. После часового боя «Варяг» был серьезно поврежден и затоплен, чтобы враг не смог его захватить. Противник был насколько восхищен мужеством русских солдат, что в Сеуле даже открыли музей памяти героев «Варяга».

Год спустя японцы подняли крейсер со дна моря и восстановили. В 1916 году его выкупила Россия, а в 1917 году отправила на ремонт в Великобританию. Но отказ советского правительства платить по царским долгам привел к тому, что британцы его конфисковали. В 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

Эсминец «Новик»

Первый российский эсминец, который мог развивать рекордную скорость 37,3 узла благодаря паротурбинной силовой установке и котлам на жидком топливе. На корабле было установлено мощное артиллерийское и торпедное вооружение, включая скорострельные пушки.

По проекту «Новика» были построены еще 53 подобных корабля, которые к началу Первой мировой войны считались лучшими в своем классе. Корабль прослужил до 1941 года, когда, будучи в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине.