В Петербурге произошла довольна нетипичная по отношению к крупным инвесторам ситуация – «Лукойл» по решению суда должен расстаться с одной из своих АЗС в пользу строительства на этом месте транспортной развязки. Заправка расположена на перекрестке Дунайского проспекта и Московского шоссе. И если изъятие гаражей, стоящих на пути инфраструктурных строек, мало кого удивит, то у нефтяников все же должен быть другой статус.

Согласно картотеки арбитражных дел, решение об изъятии участка Смольным было принято еще в прошлом году. Но «Лукойл» изначально подписывать нужные документы отказался и запросил дополнительную информацию по развязке. Казалось бы, классический переговорный процесс, но комитет по развитию транспортной инфраструктуры под руководством Александра Федотова подал иск о принудительном изъятии участка. Хорошо хоть, что чиновники из КРТИ готовы выплатить компенсацию по рыночной цене недвижимости. Однако не исключено, что осадок у детища Вагита Алекперова все же останется и региональный топ-менеджмент «Лукойла» может сделать вывод – уговаривать и идти на уступки без похода в суды в Смольном похоже готовы только в отношениях с одной добывающей компанией. Той, что с голубым, а не красным, логотипом.

Хотя, «Лукойл» можно назвать довольно крупным спонсором петербургского бюджета. Один только «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», который зарегистрирован именно в Петербурге, за 2022 года, согласно сервису БФО, отчитался о 1,3 млрд налогов. Этого вклада достаточно, чтобы, к примеру, построить небольшую школу. А с ними, судя по очередям из родителей, в некоторых районах сохраняется напряженка. Кроме того, в 2019 году пресс-служба городской администрации отдельно подчеркивала, что компания входит в число крупнейших налогоплательщиков города.

Уже в 2021 году, согласно сообщениям пресс-службы Беглова, глава «Лукойл» Вагит Алекперов лично обсуждал с петербургским градоначальником проект реконструкции устаревших АЗС и строительство новых. Похоже, не за бюджетный счет. Глядя на иски КРТИ, которые касаются заправки, можно предположить, что сейчас в головах управленцев-нефтяников, кажется, должно зависнуть только одно слово – дореконструировались.

Также нужно учитывать, что деятельность компании касается не только непосредственно бизнес-проектов. «Лукойл», согласно данным той же пресс-службы Смольного, является членом общества друзей Русского музея. На сайте культурной институции упоминания нефтяной компании еще остается, значит, можно предположить, что нефтяники продолжают ее поддерживать. Из статусных персоналий, кстати, в дружеское общество входят Владимир Путин и Геннадий Тимченко. Также Смольный радостно сообщал, что нефтяная компания поддерживает спортивную школу «СКА-Санкт‑Петербург».

В общем, пока принудительное изъятие под развязку у компании выглядит довольно странно, несмотря на предполагаемую компенсацию. Пикантности ситуации добавляет и тот факт, что строящаяся развязка должна обеспечить комфортный выезд автомобилистов на платную трассу «Россия». Управляет ею ФКУ «УпрДор Россия». Публично о своих финансовых показателях структура не отчитывается, но адрес регистрации в Великом Новгороде намекает, что налоги от деятельности структуры идут мимо казны Петербурга.