В России, похоже, начался настоящий бум в киноиндустрии. По данным HH.ru, спрос на технических специалистов подскочил в 2023 году на 77%. Причем нужны все: от гримеров до помощников операторов. Вот только главная киностудия Петербурга – «Ленфильм» под руководством Федора Щербакова, кажется, не спешит бежать за трендом.

Гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков. Фото: сайт Ленфильма, lenfilm.ru

Казалось бы, с учетом количества фильмов, которые снимаются в Петербурге, «Ленфильм» должен стать локомотивом по набору персонала в штат. К тому же конкуренции в лице иностранных кинопроизводственных студий в России сейчас не наблюдается. Можно предположить, что от благополучия «Ленфильма» в общем-то косвенно зависит и судьба кинотеатров как бизнеса. Однако сервисы по поиску работы видят только две вакансии от киностудии: уборщицы и юриста. В феврале 2023 года в соцсетях «Ленфильма» также искали администратора в культурно-выставочный центр киностудии. Для сравнения, только операторов в частные компании в Петербурге нужно минимум 30. Кроме того, довольно активно фирмы, работающие в продакшене для YouTube, набирают помощников режиссеров, продюсеров и сценаристов.

Фото: скриншот сайта spb.hh.ru/vacancies

Примечательно и то, что большинство профильных вакансий на «Ленфильме» все обнаружилось, но только на госзакупках. Среди субъектов малого и среднего предпринимательства студия ищет редакторов монтажа, режиссеров и даже актеров. Ни в одном из случаев участники закупки не раскрываются. Можно, конечно, предположить, что для киношников такая практика – само собой разумеющееся. Вот только «Мосфильм» под руководством Карена Шахназарова в публичных госзакупках не разместил ни одной вакансии, а ищет в основном подрядчиков для ремонта.

С учетом того, что российскую киноиндустрию серьезно зацепило санкциями, кажется логичным не привлекать сотрудников на аутсорс, а формировать полноценную команду, которая будет заниматься возрождением «Ленфильма», а не бегать от проекта к проекту. К тому же онлайн-кинотеатры за 2022 год нарастили долю собственных продуктов. По данным TelecomDaily, за прошлый год стриминговые сервисы релизнули 89 новых сериалов или шоу. «Ленфильм» сам мог бы взять часть проектов на аутсорс, раз спрос платформ растет.

В целом, согласно данным «Сбис», с уже сформированным штатом сотрудников «Ленфильма» последние годы происходят аномалии. К примеру, сервис видит, что в 2019 году на студии было трудоустроено 195 человек, а уже в 2020-м у АО не было ни одного сотрудника. По итогам 2022 года штат восстановился до 156 человек.

Создается впечатление, что скачки совпадают по времени со сменой власти на «Ленфильме»: в начале 2020 года пост генерального директора студии покинул Эдуард Пичугин. На его место была назначена глава частной кинокомпании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко (в статусе и.о. руководителя). Она же в своих интервью тогда заявляла о печальном финансовом положении студии. Минкульт даже отправлял на студию аудиторов, а впоследствии ведомству пришлось искать пути – как выплатить 1,5 млрд по кредиту ВТБ, который Пичугин запрашивал для обновления парка техники в 2013 году. Помог в итоге федеральный бюджет и распродажа невостребованной «Ленфильмом» недвижимости на Тамбасова.

Экс-гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин. Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Кстати, сейчас по данным госзакупок, студии понадобилось звуковое и осветительное оборудование. Хотя, если присматриваться к закупкам 2013-2014 годов, на «Ленфильме» оно должно быть.

Стоит отметить, что компании, так или иначе связанные с главой «Ленфильма» Федором Щербаковым, по данным «Сбис», в 2022 году нарастили штат. К примеру, столичное ООО «ФМА», выручку которого сервис БФО за 2022 год оценивает на уровне полумиллиарда рублей, в прошлом году наняло шесть человек. А ООО «Диджитал Софт», где Щербакову, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит 38% долей – нарастило штат сразу на 17 человек или на 40%. ООО «Премьермедиаинвест», которое владеет сетью региональных порталов, прибавило восемь сотрудников в 2022 году. У Щербакова в компании по ЕГРЮЛ 20%, он же выступает генеральным директором общества.

Кажется, что несмотря на многочисленные заявления о возрождении петербургской киностудии, «Ленфильм» продолжает пропускать вперед частных производителей полнометражек. Главе совета директоров киностудии Федору Бондарчуку приходится, кажется, самостоятельно продвигать проекты, снимаемые в Петербурге. К примеру, в конце 2022 года он пиарил будущий сериал о русских витязях, затраты на съемки которого частично покроет грант Института развития интернета. Спонсировать студию продолжает и Смольный. Только в начале июля 2023 года комитет по культуре под руководством Федора Болтина выделил 6,9 млн рублей на съемки короткометражки «Блокадный Трезорка». При этом сервис БФО больше не видит на «Ленфильме» миллиардной кредитной нагрузки, а чистая прибыль общества снизилась в 2022 году до 5,2 млн рублей против 694 млн в 2021 году.

С учетом того, что, кажется, развитие киноиндустрии пока лежит на плечах частных кинокомпаний, а государственный «Ленфильм», несмотря на громкое имя, подкреплённое исторической нагрузкой, вероятно, в статусе догоняющего, комитету имущественных отношений Петербурга под руководством Леонида Кулакова и вице-губернатору Борису Пиотровскому, похоже, стоит задуматься о превращении площадки студии в киношный коворкинг. Тогда, вероятно, площадка киностудии будет пользоваться повышенным спросом.