Глава ВТБ Андрей Костин на полях Восточного экономического форума анонсировал ключевую сделку на рынке аэропортов России. Немецкая группа Fraport готовится выйти из состава владельцев Пулково. Произойти это должно до конца 2023 года. Но к претендентам на актив у их же клиентов достаточно много вопросов.

Костин уже анонсировал, что активом интересуются «все, у кого есть аэропорты в России». Но можно предположить, что финальная гонка за немецкую долю развернется все же не между мелкими лендлордами с одним активом в сфере гражданской авиации, а между крупными холдингами. Все-таки второй по пассажиропотоку на внутренних рейсах аэропорт в стране и стоить должен соответствующе, даже с учетом дисконта. Без него правительственная комиссия продажу вряд ли одобрит. В общем, сводится все к трем потенциальным претендентам: «Новапорту» Романа Троценко, «Аэропортам Регионов» Виктора Вексельберга и «Аэродинамике» Олега Дерипаски. Но из этой тройки видных миллиардеров профильные активы в Петербурге есть только у одного.

Президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Фото: Baltphоto/ Дарья Иванова

Еще в 2021 году компания Троценко «Новапорт Инвест» стала владелицей грузового терминала Пулково. Кроме того, СМИ тогда писали, что хозяин холдинга AEON присматривается и к миноритарной доле в «Воздушных Воротах Северной Столицы». Но установить, удалось ли миллиардеру получить хотя бы 1%, довольно сложно. Учредителем самого ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» выступает кипрский офшор «Талита Трейдинг Лимитед». Ни одна система поиска контрагентов не выдает именно учредителей этой структуры. А в целом уставный капитал российского юрлица находится в залоге у немецкой дочки банка ВТБ, видит «Сбис».

Олег Дерипаска. Фото: Baltphoto/Дарья Иванова

Приход Троценко, вероятно, мог бы помочь петербургской авиагавани с прямыми рейсами в Азию. «Новапорт» уже снимает сливки с переориентации туристов и командировочных на Восток. Вспомнить только рейсы в Мьянму, когда Росавиация рекомендовала местным перевозчикам рассмотреть возможность полетов в новосибирский Толмачево – один из ключевых активов «Новапорта». Хотя петербургские чиновники пытались договориться о них раньше Троценко и напрямую с иностранными чиновниками.

Впрочем, если предположить, что именно кто-то из российской троицы миллиардеров дотянется до Пулково, то есть все риски, что в петербургской авиагавани могут забыть слово «сервис» по отношению к рядовым пассажирам. Судя по отзывам, претензии клиентов есть ко всем крупным владельцам активов в сфере гражданской авиации.

Основной проблемой становятся очереди, этим вообще грешат, кажется все. Но если пока в Пулково готовы идти навстречу пассажирам и открывают дополнительные стройки для опаздывающих, то в регионах такую опцию, кажется, не особо рассматривают.

«Приехали в аэропорт вечером 27.08. Улетало всего 2 рейса, в Москву и Питер, примерно в одно время. На регистрации работали всего 2 стойки… Образовались огромные очереди! Люди переживали, что не успеют пройти регистрацию. Персонал ничего не предпринял для пассажиров»,
— указывают пользователи в отзывах на аэропорт «Новапорта».

Меньше всего проблем с теми аэропортами, которых зацепил Чемпионат мира по футболу 2018 года. К примеру, меньше всего жалоб на аэропорт Нижнего Новгорода – его контролирует «Аэропорты регионов». Но и к нему есть вопросы: пользователи отмечают высокие цены на элементарную воду и очереди, которые собираются даже на входе в аэропорт.

При этом нужно учитывать, что пассажиропоток каждой из упомянутых авиагаваней в разы меньше, чем в Пулково. Для сравнения, Толмачево отстает на 11 млн человек по данным за 2022 год, Кольцово – сразу на 13 млн. Ближе всех к Пулково – Сочи, через него в прошлом году прошли 13 млн человек. Но и там жалобы аналогичные: очереди и духота. Читатели Мойки78, пользовавшиеся аэропортом в этом году, подтверждают – признаков работы кондиционеров даже в жару они не наблюдали. Как собственники будут справляться с 18 млн в Петербурге, которые к тому же демонстрируют тенденцию к росту – большой вопрос.

На грубость персонала, бывает, жалуются клиенты всех трех холдингов, исключение только аэропорт Петропавловска-Камчатского, который принадлежит холдингу Вексельберга. Также список претензий дополняется грязными туалетами, отсутствием возможности добраться до аэропорта на общественном транспорте по вечерам. В частности, на это жалуются пассажиры из Самары (входит в «Аэропорты Регионов»), в публичном поле указано, что действительно, в выходные дни последний рейс заканчивает движение в 19:30, а интервал между автобусами может составлять до двух часов.

В целом остается надеяться, что европейские стандарты достаточно хорошо закрепились на подкорке сотрудников Пулково, чтобы им не пришло в голову после смены собственников хамить пассажирам или забывать прибираться в уборных. Одно дело, когда претензии ограничиваются только отзывами в соцсетях, и совсем другое, если с некомпетентностью столкнутся международные высокопоставленные гости. Их Петербург также принимает в больших количествах, чем другие авиагавани, и международные скандалы аэропорту явно ни к чему.

К тому же определенные эксцессы в аэропорту уже были, причем по отношению к сотрудникам. В частности, Мойка78 подробно описывала изменения в трудовых соглашениях работников аэропортовых служб, согласно которым для них вводился коэффициент трудового участия. Он предполагал, что сотрудники, которые пропустили бы более двух смен, даже если ушли на официальный больничный, могли лишиться премии. История получила продолжение в августе, когда бывший замгендиректора аэропорта Пулково Юрий Аброскин, выступавший против введения КТУ, был уволен. В сети появилось видео, где человек, похожий на Аброскина, подробно рассказывает о скандалах, предшествовавших увольнению.