Маркетплейс Wildberries, похоже, решил окончательно отодвинуть собственную репутацию в дальний угол. Несмотря на то что число претензий к площадке достигло пика как в публичной, так и судебной плоскости, структура Тамары Бакальчук, кажется, предпочитает искать виноватых за пределами собственного офиса или объяснять недовольство поставщиков их желанием славы, вместо того, чтобы присматриваться к тому, что топ-менеджмент делает не так. Но Бакальчук, хотя и рулит многомиллиардным бизнесом, все же одна, а селлеров – тысячи, и они легко могут показать, что главнее, проголосовав рублем за других игроков рынка. Более того, создается впечатление, что Wildberries своим отношением к партнерам создает базу для разочаровавшихся селлеров, которые решат, что работать на заводе выгоднее.

Согласно картотеке арбитражных дел, за девять месяцев 2023 года против ООО «Вайлберриз» было подано 1652 иска. Для сравнения, за весь прошлый год в качестве ответчика маркетплейс фигурировал в 738 исках. Растет и сумма претензий партнеров к площадке: 11,2 млрд в этом против 645 млн в прошлом году. При этом исследование Tinkoff Data показывает, что в 2023 году доля новых селлеров на площадке сократилась с 76% в августе 2022 года до 41% в январе 2023. Хотя сам маркетплейс рост числа претензий объясняет именно ростом бизнеса.
«Можно лишь констатировать, что Wildberries помогает контрагентам не только становиться богатыми, продавая свою продукцию через нашу платформу, но и знаменитыми благодаря тому, что Telegram-каналы и СМИ активно освещают их активности вокруг нашего бренда, даже находящиеся вне рамок здравого смысла и законодательства»,
— говорится в последнем пресс-релизе Wildberries, который стал реакцией на публикации как раз о росте числа судебных разбирательств между площадкой и ее поставщиками.

Кажется, маркеплейс довольно быстро забыл все публичные скандалы, когда поставщики обивали пороги офиса Wildberries с требованием объяснить непонятные списания и штрафы. Добавить к этому стоит и забастовку собственников пунктов выдачи заказов. Обострение отношений площадки с партнерами в мае уже дошло до того, что вопросы взаимодействия «хозяйствующих субъектов» обсуждались в Госдуме. Но, вероятно, и после этого маркетплейс не особо пересмотрел отношение к собственной репутации.

Создается впечатление, что Wildberries ведет себя как монополист на рынке. Но ведь этот маркетплейс в России далеко не единственный. Ozon, к примеру, по данным Tinkoff eCommerce, в начале этого года обогнал конкурента по числу новых пользователей. Кроме того, нельзя исключать и появления новых игроков рынка, те же стартапы могут банально переработать идею Wildberries, добавив к сервису обязательное поддержание хорошей репутации и, как следствие, более лояльные условия для поставщиков.

А это уже может сформировать стабильный пул партнеров после многочисленных скандалов с «ягодками». Мировая история уже показала, что первопроходцы на длинной дистанции оказываются менее успешными, чем те, кто идет по их стопам и учится на ошибках.

Причем сама хозяйка Wildberries Татьяна Бакальчук в 2021 году в своих интервью подчеркивала, что даже банки рекомендуют выводить актив такого масштаба (323 млрд рублей выручки за 2022 год) на IPO, аргументируя это тем, что «эйфория закончится». Но для этого нужна и реорганизация компании, и забота о репутации. Фондовые инвесторы, как известно, смотрят не только на сухие цифры, а на компанию в комплексе. Даже несмотря на то, что под лупой репутацию эмитентов рассматривают на Западе, и в России котировки от заявлений площадки могут скорректироваться в невыгодную сторону. Возможно, поэтому Бакальчук и выступает резко против такого шага?

А если говорить об эйфории маркетплейсов, то впоследствии нельзя исключать и фактора продажи активов. По компаниям с плохой репутацией плакать, кажется, никто не будет, а новые собственники еще и дисконт получат за токсичность. Более того, из скандальных структур проще сделать козла отпущения, если рынок маркетплейсов начнет бурлить не из-за роста, а из-за накопившихся проблем.

Впрочем, в постоянном ужесточении правил для поставщиков – последние изменения анонсировали 7 сентября с увеличением штрафов за нарушения авторских прав, закона о рекламе (хотя ФАС, кажется, и не стремится пристально изучать все карточки товаров на площадке) и потенциальными блокировками продавцов с рейтингом ниже 3 – могут найтись и плюсы для главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика и петербургских промышленников. Нагромождение и постоянное ужесточение правил работы площадки с поставщиками уже не делает продажу китайских товаров на Wildberries легким и прибыльным делом.

По подсчетам экспертов и самих поставщиков, в среднем работа на маркетплейсе приносит 70-100 тыс. рублей небольшим селлерам. Но если присмотреться к рабочим вакансиях на предприятиях, то становится очевидным, что на заводе выгоднее. Например, «Радар МСС» обещает до 200 тыс. рублей в месяц своим соискателям.

С учетом озвученного Соловейчиком дефицита сотрудников предприятий в 15-18 тыс. только в этом году создается впечатление, что компания Тамары Бакальчук работает на то, чтобы как можно больше людей бросило ремесло перекупщиков и пошло к станку. Не исключено, что для экономики России и ее технического суверенитета пока от площадки пользы даже больше, чем вреда.