Задержание начальника управления механизации СПБ ГБУ «Мостотрест» Александра Албина, которого, по данным объединенной пресс-службы судов, отправили под домашний арест за взятку в 7 тыс. рублей, рискует разбередить старую травму городских властей — строительство «Газпром Арены». Фамилию более известного в Петербурге Албина — Игоря Слюняева — в Смольном вряд ли забыли, а парад уголовных дел по нарушениям и мошенничеству на стройке, казалось бы, завершился только этим летом.

В новостях про арест Александра Албина привлекает к себе внимание скорее фамилия фигуранта уголовного дела. «Фонтанка» называет сотрудника «Мостотреста» довольно близким родственником бывшего строительного вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Сам пропавший с публичных радаров чиновник уже успел прокомментировать дело, но прямо заявлять о том, что под домашний арест угодил его племянник, не стал. На фоне незавидной судьбы начальника управления механизации Мойка78 решила вспомнить чиновников, которые курировали строительство в Петербурге, и чем для них это закончилось.

Если кратко, за последние 10 лет должность вице-губернатора Петербурга, занимающегося строительством, привела на скамью подсудимых не одного чиновника. Первопроходцем можно назвать Марата Оганесяна, который еще в 2016 году угодил под следствие со всеми вытекающими. По версии правоохранителей, Оганесян за взятки помогал компаниям получать подряды на строительстве «Газпром Арены», которая к настоящему моменту уже покрыта уголовными делами со всех сторон – последнее как раз в этом году дошло до суда, но фигуранты там уже совсем другие люди. Приговор Оганесяну вынесли только в 2021 году – 5,5 лет колонии, 4,5 из которых он до этого провел в СИЗО. По подсчетам редакции, бывший куратор строительного блока, вероятно, уже мог оказаться на свободе. Об этом же стали говорить и в социальных сетях аккурат после новостей о поимке Александра Албина. Из дела Оганесяна, кстати, вспоминается ставшая культовой его фраза на одном из процессов, свои уголовные неурядицы чиновник связывал с доносом человека, который поменял фамилию.

Марат Оганесян. Фото: Baltphoto/ Анатолий Климов

«В финансово-административных группах не состою, и фамилия подходящая. Хотя я, в отличие от некоторых авторов доноса, по которому возбуждено это дело, фамилию свою не менял и менять не собираюсь»,
— объяснял свое задержание Оганесян в ходе рассмотрения дела о продлении своего ареста в 2018 году в Петербургском городском суде.

Еще один вице-губернатор, касающийся стройки в Петербурге – Владимир Лавленцев — также привлек внимание правоохранительных органов. Его следствие подозревает в мошенничестве на 3 млрд рублей, задержали бизнесмена этим летом, сообщал «Коммерсант». Помимо прочего Лавленцев отвечал за строительство СКА-Арены. Как-то не везет петербургским стройкам ключевых спортивных объектов обходиться без внимания правоохранительных органов. По предварительным данным, Лавленцев, в отличие от Оганесяна, пока отделался домашним арестом, но его дело только расследуется, сообщала пресс-служба судов общей юрисдикции Москвы.

Бывший вице-губернатор Игорь Албин. Фото: Baltphoto/Ирина Мотина

Игорь Албин ушел из Смольного в 2018 году вслед за губернатором Георгием Полтавченко. Тогда в Петербурге остро стоял вопрос обманутых дольщиков, активистка Алла Андреева даже попала на ежегодную пресс-конференцию президента Владимира Путина. Тогда создалось впечатление, что Албин в ответ на очевидный запрос в обществе начал обвинять Андрееву в самопиаре, чуть ли не обмане президента и клеймить петербургские СМИ, поднимающие проблему оставшихся без квартир горожан. Вице-губернатор тогда заявлял, что скорее уйдет в отставку, чем будет работать с Андреевой. Заявление на увольнение в итоге дождалось своего часа в конце 2018 года. Тогда же была достроена «Газпром Арена», строительство которой на финишной прямой курировал Албин, и в Смольном сменился глава.

При этом городские структуры, которые участвовали в строительстве, до сих пор не могут восстановиться от скандалов, связанных с «Газпром Ареной». «Водоканал», к примеру, несколько лет трясло от кадровой чехарды. Собственно, дело группы топ-менеджеров компании завершило парад претензий правоохранительных органов в рамках расследования хищений на строительстве стадиона и было передано в суд только в 2023 году. Причиненный ущерб в этом случае следствие предварительно оценило в 30 млн рублей.

«Метрострой» Вадима и Николая Александровых и вовсе после чемпионата мира по футболу начал сползать в долговую яму, из которой с официальным статусом банкрота не может выбраться и сегодня. Хотя в 2019 году выяснилось, что частично в финансовых проблемах подрядчика строительства подземки в Петербурге виноват сам Смольный – за дополнительные работы на футбольном поле «Метрострой», согласно данным арбитража, по расчетам компании не получил более 1 млрд рублей от городских чиновников, часть работ пришлось выполнять полностью за субподрядчиков. Взыскать удалось только половину суммы. Как результат, у города новый подрядчик строительства подземки – «Метрострой Северной столицы», а сроки ввода новых станций, похоже, съезжают к 2025 году.

В общем, создается впечатление, что петербургским чиновникам лучше держаться подальше от «расстрельной» должности. Хотя все крупные стройки для чемпионов в Петербурге либо уже завершены, либо конец виден в обозримой перспективе, со спортом отношения в Смольном явно не складываются.