Рост числа селлеров на маркетплейсах и курсов инфоцыган «Как продавать на Wildberries» уже сформировал новую русскую мечту. Кажется, что вместо домика, двух детей и собаки (на манер американской мечты) петербуржцы стремятся к торговле китайским ширпотребом, как к символу успешности. Но грузовик с миллионами и миллиардами мог перевернуться разве что у дома основательницы площадки Татьяны Бакальчук, а вот многие рядовые поставщики и владельцы пунктов выдачи, похоже, оказываются в заложниках у красивой картинки, которая на деле несет неясные списания, штрафы и постоянный рост процентов.

Даже крупные производители товаров в России указывают, что доля маркетплейсов в структуре продаж давно перевалила статистическую погрешность. Генеральный директор и основатель косметического холдинга «Леврана» Леонид Леврана дает цифру в 40% продаж. Именно сколько приходится на маркетплейсы, где присутствует марка. В целом исследование DataInsight демонстрирует, что еще в 2022 году локальным производителям столько же приносили собственные онлайн-магазины, более того, маркетплейсы обогнали социальные сети поставщиков.

Однако для многих новоиспечённых предпринимателей, не обременённых собственными заводами и штатом сотрудников, тот же Wildberries становится едва ли не единственным каналом продаж товаров, которые порой благополучно перекочевывают с AliExpress на российские маркетплейсы.

О масштабах спроса на торговлю на маркетплейсах свидетельствует количество курсов, которые легко можно найти в сети по соответствующему запросу. Помимо инфоцыган, рассказывающих о своих миллионных доходах, к гонке по привлечению селлеров к «новой русской мечте» подключились и уже устоявшиеся образовательные институции: Skillbox, «Тинькофф.Бизнес». На «Авито» и вовсе формируется рынок бизнес-тренеров, которые за 30-50 тыс. раскроют все секреты, как вчерашнему наемному сотруднику стать миллионером на перепродаже китайских товаров на площадках. Причем курсов по продажам на Ozone – ближайшем конкуренте Wildberries по количеству селлеров — кратно меньше.

Однако даже в публичном поле клиентам инфоцыган легко найти несколько «красных флагов», предупреждающих, что «русская мечта» может оказаться не такой денежной, как ее представляют бизнес-тренеры. В сообществах продавцов маркетплейсов в социальных сетях можно найти жалобы на постоянно меняющуюся оферту для поставщиков. Более того, председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев уже в сентябре предлагал площадку банально передать владельцам ПВЗ и продавцам.

«Предприниматели готовы массово закрывать свой бизнес, если Wildberries не изменит условия работы. В очередной раз сократил агентское вознаграждение для владельцев ПВЗ. Коснулось это более 12,5 тыс. ПВЗ, резко выросло число пунктов, выставленных на продажу. Не лучшим образом обстоят дела у продавцов. Провалилась попытка договориться, разработать стандарты взаимодействия. В это трудное время у Wildberries многомиллиардные обороты, а партнерам предлагают работать за копейки. Мы считаем, нужно снять мораторий на проверку Wildberries. Пора Wildberries национализировать, а акции передать или продать всем владельцам ПВЗ и всем, кто торгует на площадке»,
— заявил в своем видеообращении Андрей Ковалев.

Создается впечатление, что Wildberries решил убить «новую русскую мечту» у повершивших в нее поставщиков еще до реализации. С другой стороны, подобная политика, вероятно, покажет стремящимся к легкому обогащению, что «денежные деревья» сейчас растут на промышленных предприятиях. Там, к тому же, не нужно ломать голову над кипами юридических документов и бесконечно общаться с поставщиками. Начальник цеха задачу поставил, зарплата, сопоставимая, как минимум, с доходами на маркетплейсах, на карту пришла.