У верующих людей иконы занимают особое место в жизни. Их непременно хранят дома, им молятся о здравии, просят о помощи, возносят благодарственные молитвы. Но можно ли купить самую простую, созданную машинным способом икону, и ждать от нее чудес, или же покупать стоит только рукописные образы святых, созданные иконописцами? Какую икону-хранительницу бабушке подарить внуку или внучку на день рождения?
Мойка78 собрала мнение разных священнослужителей на этот счет.
За что ценятся рукописные иконы и стоит ли за них переплачивать
Рукописные иконы могут создаваться в каноническом или живописном стиле, по определенным правилам иконописи. Рисунок сперва создается на бумаге, затеем переносится на специально подготовленную деревянную основу.
Работе предшествует не только длительная физическая, но и духовная подготовка — мастер настраивается на нужный лад через молитву, изучение работ других иконописцев, посещение храма. Работа над одной иконой может идти несколько месяцев. Зато в нее иконописец, как считается, вкладывает частичку своей веры и своей души.
С другой стороны, в продаже есть множество готовых, так называемых печатных икон. Их изготавливают типографским способом на бумаге, ламинируют и наклеивают на твердую основу (доску, картон или оргалит). Методом технического копирования также создаются иконы на металле (чеканка, литье), на дереве (цифровая резьба), на ткани, стекле, пластмассе и керамике (шелкография).
Хорошо ли это? Ответ на этот вопрос дал иерей Сергий Ширапов в интервью журналу «Фома»:
Я думаю, что, если икона написана без грубых нарушений канона, то это будет не особо важно. Икона все равно освятится батюшкой с помощью специального чина и молиться перед иконой такой можно.
При этом священнослужитель отмечает, что уже лучше хорошая «техническая копия», чем плохо написанная рукописная икона — если она создана человеком, недостаточно глубоко верующим или не умеющим рисовать хорошо. Недаром в старину подобных «умельцев» называли «богомазами».
Какие требования к иконописцам существуют
Священники говорят, что рукописная икона — это плод общения иконописца с Богом. Поэтому мало, чтобы мастер обладал художественным даром и соответствующим образованием. Создание икон — это одна из форм служения Богу.
Учат иконописцев как в ремесленных мастерских, так и в учебных заведениях, например, на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Подготовка к написанию каждой иконы у каждого иконописца своя, рассказал Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас» в интервью журналу «Фома». Как правило, это долгий и полный сомнений путь, который помогает художнику самосовершенствоваться. Он проходит с молитвой о том, чтобы быть достойным своего ремесла.
В основе жизни и творчества иконописца должно лежать благочестие и чувство святости. Интересны в этом отношении требования к икнописцам, которое дается в постановлениях Стоглавого Собора (1551 г.):
«Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ Господа нашего Исуса Христа и Пречистыя Его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священномученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию, по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов».
Протоиерей Александр Салтыков считает, что «прежде чем писать икону, нужно уверовать в Бога, причем глубоко уверовать», пишет pravoslavie.ru.
Нужно учиться, как взаимодействуют невесомые прозрачные предметы в иконе, где нет воздушной среды, нет перспективы. Разобраться во всем этом может только человек, который учился и имеет духовную практику, а это, прежде всего, – молитва, особое состояние души. Иначе просто нельзя ощутить духовную реальность настолько, чтобы передать ее в некотором образе.
По словам протоирея, если атеист начнет писать икону, в ней будет не хватать чего-то очень важного — духа, даже если технику он освоит полностью.
Таким образом, домашний иконостас лучше всего делать из рукописных икон, созданных глубоко верующими художниками, прошедшими соответствующее обучение. Но подойдут и освященные в церкви печатные иконы, которые в точности повторяют детали рукописных.
Ранее Мойка78 сообщала, какую икону можно подарить близкому человеку на Рождество.