У собак, в порядке эксперимента зараженных коронавирусом, были обнаружены признаки дегенеративного заболевания головного мозга. Они наблюдались даже у тех собак, у которых после заражения не проявлялись неврологические или респираторные признаки COVID-19.

Исследование, проведенное в университете Конкук в Южной Корее, опубликовано в журнале Emerging Infectious Assessments. Оно предоставило доказательства того, что коронавирус 2023 может повредить мозг, а также легкие на ранних и поздних стадиях болезни, а также вызывать лонгковид.

Ход эксперимента

Исследовательская группа интраназально заразила шесть самок собак породы бигль вирусом SARS-CoV-2 Delta. Шесть собак жили в клетках с другими шестью собаками, которые не были заражены экспериментально. В контрольной группе находились три неинфицированные собаки, которым вводили плацебо.

Исследователи взяли у собак образцы мазков из носа, горла, рта, а также образцы фекалий и крови десять раз. Через 10, 12, 14, 38, 40 и 42 дня после заражения одну инфицированную и одну контактную собаку усыпляли, чтобы провести вскрытие.

Патологии верхних дыхательных путей и проникновение вируса в мозг

Коронавирус был обнаружен в небольшом проценте мазков из носа, горла и рта у инфицированных собак и тех собак, которые с ними контактировали.

Примечательно, что мы обнаружили, что титры вируса были выше в слизистой оболочке носа и полости рта у собак в контактной группе, чем в инфицированной группе. Это открытие можно объяснить ролью носовой и ротовой полостей как путей проникновения вируса при контакте, что приводит к более высокой репликации вируса в точках входа,
пояснили исследователи.

На ранних стадиях заражения у собак в контактной группе наблюдались более серьезные воспалительные реакции в трахее и бронхах, чем у экспериментально инфицированных собак, что, по словам авторов, согласуется с предыдущими исследованиями, показывающими, что передача вируса при контакте может привести к более высоким концентрациям вирусных частиц и более быстрому возникновению патологических изменений в верхних дыхательных путях.

У собак регулярно брали анализы. Фото: Pxhere

Антитела обнаруживались в крови инфицированных собак уже через 4 дня после заражения. Никаких существенных изменений массы тела или температуры не наблюдалось, и ни у одной из собак не было выявлено неврологических или респираторных признаков COVID-19.

ДНК SARS-CoV-2 была обнаружена в мозге только через 10, 12 и 14 дней после заражения. У инфицированных собак наблюдались аномальные изменения гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), защищающего головного мозг, преимущественно на 38, 40 и 42 день. Вскрытие во все моменты времени выявило доказательства того, что вирус серьезно повредил клетки ГЭБ и проник через него в мозг.

Выводы исследователей

По словам исследователей, эти признаки указывают на то, что ковид может вызывать патологические изменения структурной и функциональной целостности ГЭБ.

Такие изменения могут позволить периферическим молекулам и иммунным клеткам проникнуть в паренхиму головного мозга на ранней стадии инфекции. В совокупности патологические изменения совпадают с типичными признаками заболевания мелких кровеносных сосудов головного мозга — их сужения или закупорки.

Исследователи обнаружили нейровоспалительные реакции в белом веществе мозга собак. А инфильтрация иммунных клеток, указывающая на пневмонию, привела к утолщению альвеолярной перегородки легких у животных.

Наше исследование предоставляет доказательства того, что инфекция SARS-CoV-2 может повредить мозг, а также легкие у собак на ранних и поздних стадиях инфекции, что предполагает высокий потенциал развития постковидного синдрома. В целом, эти данные можно использовать для интерпретации потенциальных нейропатологических изменений, которые могут наблюдаться у людей,

— сделали вывод исследователи.

Ранее Мойка78 сообщала, что коронавирус-2023 в 6 раз повышает риск смертельно опасного аутоиммунного заболевания.