На рынке онлайн образования продолжают править бал курсы сомнительной полезности. Одними из самых популярных, в частности, стали лекции по эзотерике. На них студенты в 2023 году потратили почти 1 млрд рублей, свидетельствуют данные GetCourse.

Интересно, что продавцы курсов по астрологии, картам таро и другим магическим ритуалам, как правило, уповают на быстрые результаты студентов в финансовой сфере. Большинство курсов продается под соусом поиска своего истинного предназначения, привлечения денежных потоков и стабильных заработков. Хотя те же курсы по финансовой грамотности, которые молниеносных чудес не сулят, пусть и собирают свою аудиторию, но заработок онлайн-школ в этом сегменте скромнее – чуть больше чем 700 млн рублей.

При этом нужно учитывать, что часть бизнеса по обучению россиян эзотерическим практикам привлечения денег лежит исключительно в плоскости социальных сетей и никаким подсчетам не поддается. Причем в этом случае инфоцыгане отпускают свою фантазию на полную. В частности, авторы курсов за 5–10 тыс. рублей рекомендуют своим студентам правильно денежно дышать, слушать определенную музыку или составлять карты желаний. Новшество последнего времени – капать специальные аромамасла на банковские карты и жечь дома специальные травы, которые приманивают успех.

Получается интересный тренд. Запрос на улучшение своего благосостояния очевиден, но способы реализации запросов пока вызывают сомнения. Кажется, что походами на курсы по эзотерике и правильному дыханию петербуржцы только облегчают свои кошельки и действительно помогают заработать, но не себе. Психологи объясняют, аудитория подобных курсов, как правило, в действительности не хочет ничего менять в жизни. Но часть поставит себе галочку в голове, что попыталась.
«Спрос на эзотерику в любом виде – это всегда побег от реальности. Человек не может в условиях нестабильности найти точки опоры, возможности для самореализации. Потребность существует, но способов ее удовлетворения человек не видит. Он начинает искать волшебную таблетку, которая все решит за него. Это особенности психологической защиты человека. Многие, прямо скажем, сразу понимают, что желаемых результатов не получат, но используют пройденный курс как доказательство действий по улучшению ситуации. Но в конечном счете от реальности никуда не денешься, что чревато неврозами и депрессией. Тогда часть этих людей пойдут на новые курсы по паранормальному, часть начнет смотреть в сторону реальных действий, но чтобы сделать этот шаг, нужна колоссальная работа. Так аудитория этих курсов и курсов по финансовой грамотности может пересекаться»,
– считает психолог Елена Ерофеева.

Хотя и контент коучей по финансам бывает довольно спорным. Например, слушателям могут рассказывать о способах увеличения будущей пенсии, в том числе путем инвестирования в акции и игрой на бирже. Банковский же сектор к подобному контенту относится довольно скептически – фондовый рынок – не самое лучшее место для «кубышки», особенно если у человека нет нужной квалификации и специальных знаний.

В целом по подсчетам банка «Санкт-Петербург», финансовая грамотность в том или ином виде интересует петербуржцев уже с возраста окончания университета. Вице-президент финансовой компании Марина Гориловская на форуме «Брикс+» в частности отмечала, что 21% опрошенных клиентов хранит сбережения именно в виде ценных бумаг и занимается инвестированием.

Фото: Мойка78

Решение проблемы Гориловская видит в развитии массового семейного банкинга, который позволял бы под контролем профильных специалистов распределять доходы в пользу долгосрочного планирования. Таким образом, необходимость заниматься сомнительным самообразованием может и отпасть.

«Люди уже озадачены семейным планированием. Что я понимаю под семейным банкингом: это на самом деле один счет для всей семьи или группы человек, объединенных в одну экосистему. Это возможность заботиться о пожилых родителях, сделать совместные семейные инвестиции. Это переход от оценки личной платежеспособности к оценке платежеспособности всего домохозяйства», 
– заявила Гориловская.

Интересно, что в настоящий момент крупные российские банки предоставляют бесплатные материалы и лекции по финансовой грамотности. Но повышенным спросом пользуются именно финансовые курсы. Причина этому может лежать в том, что большие усилия брошены финансовыми организациями на борьбу с мошенничеством и просвещение детей и пенсионеров. А вот прослойка клиентов в возрасте от 25 до 65 лет, кажется, вниманием менее обласкана.

Психолог Ерофеева отмечает, что для привлечения внимания аудитории к серьезному контенту банковским структурам необходимо по примеру инфоцыган превращать курсы в шоу, но с контентом, который можно применить в реальной жизни. Часть, кстати, уже понимает направление движения. В частности, ряд банков вводит элементы геймификации в курсах для школьников.